THE MUSEUM of ODESSA MODERN ART  
 

Contacts MSIO Contacts   MSIO on FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Playbill

Публічна програма до виставки “(не)означені”

There are no translations available. Публічна програма до виставки «(не)означені» включатиме лекції, дискусії, авторські тури та покази фільмів з... more ...

С 3 ноября по 16 декабря в МСИО пройдет выставка Стаса Волязловского (1971-2018)

There are no translations available.Первая в Украине посмертная выставка Стаса Волязловского «STAS и вся эта вышеупомянутая неразбериха с сегодняшним арт-рынком... more ...
Home Articles Ута Кильтер «ВЫСТАВКА «ОДЕССА -2008» В МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Г.ОДЕССЫ КАК ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»
Ута Кильтер «ВЫСТАВКА «ОДЕССА -2008» В МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Г.ОДЕССЫ КАК ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»
There are no translations available.

Эпиграф см. к «Ревизору» Н. Гоголя

И... наконец-то музей сподобился на большую выставку! Которую давно от него ожидали: Музей ведь, Современного искусства ведь! И она получилась большая. Даже можно сказать, что и большая-большая, но не ПРЕбольшая. А некоторые даже, выучив слово «бьеннале», сразу обзывали этим словом. Нет уж, не раз в два года (= означает бьенналь), а, пожалуйста, почаще, но, может быть, и не так густо. Или нужно было это «густо»?
Директор музея, г-н Кантор, поясняет, что задачей было наладить и, фактически, «выровнять» отношения с художественной средой города, имея в виду авторов всех возрастов, групп и группировок; а главное тех, кто не числится в членах союза художников, пребывает в ущемлённых - ДА, УЩЕМЛЁННЫХ - обстоятельствах. Дать фору молодым. Причём «молодым-молодым», действительно молодым, двадцатилетним. Более того, дотоле нигде и не выставлявшимся.
После подобного прояснения экспозиция, представшая в виде винегрета, она же «братская могила» (сугубо внутри художественное обозначение, фактически профжаргон для групповой выставки) стала более съедобной, не могила, конечно, а экспозиция. Хотя к «могиле» мы ещё вернёмся. Более того, идея заслужила всецелый ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ и даже что и стратегический «одобрямс».
И не только мой. Зрителей НА САМОМ ДЕЛЕ было много. Это чистая правда. Я туда несколько раз заходила, выходила, снова заходила, а зрители были. Причём разные. Причём много молодёжи, причём не только правильных деток, но и пирсингованных, сине-, жёлто-полосато окрашенных! Т.е. таки сработало.
Что до Художников, то после объявления клича: «Всем, всем! Несите всё!», первыми, как бывалые, принеслись ветераны худ. деятельности, члены с\х (ещё один профессиональный термин: «с\х» - союз художников Украины).
Ожидая, нет, лучше сказать, предполагая нашествие небывалое, организаторы дали установку: работы не должны быть больших размеров, чтоб побольше влезло. И «влезло»-таки много. Ибо выставили почти что всех. Но не всех, вся и всё. Отбор всё же был осуществлён, компетентными особами. Итого, на выходе имеем 169участника и более 250 работ, живописи. Но не только. «Не только» имеет отношение к работам молодых. Дарю ещё один художнический термин, скорее относящийся к сфере деятельности по выведению пород: «молодняк». В зале молодняка была и графика.
Но давайте всё по порядку.
Вот входишь в новый светлый зал, похожий на... Салон.., на практику с\х с их «осенними», «весенними» групповыми выставками, или там, к «дате». Да, но и здесь было к дате. А как же иначе! И тут я абсолютно понимаю руководство музея, - ведь он же носит название музея Города ОДЕССЫ, и ко Дню Одессы нельзя не приурочить нечто значительное, хоть бы по числу участвующих - и тем самым показать свою открытость и незаангажированность. Что ж, это удалось в полной мере. Это прозвучало очень даже явно, декларативно.
Ну, а за декларативность пришлось расплачиваться Салоном. Получился «салон». Хм, (снова требуется прояснять) - это когда среднестатистическому горожанину (а ещё лучше: «пересічному громадянину») нравится на его незатейливый вкус красивое, «чтоб глаз радовало, сердце грело» и чтоб сюжеты были доступны пониманию, приемлемы. Такие, какие входят в «джентльменский набор»: пейзаж, натюрморт, ангелы, птахи, тёти оголённые - «ню» называемые. Вот это всё и есть Салон. Можно и по-другому: виденное - перевиданное, уже и привычное. То, что волнует, но не беспокоит. На чём душа отдыхает, а не болит. Не щемит. Внимание! Салон - это не плохо, салон не означает не-качественно сделанное. Плохо другое, что творения эти способны и фактически утопили работы авторов неординарных.
      Хотя, хотя зрителям представилась возможность ознакомляясь со знакомым, натыкаться и на неординарные полотна. Знатоку было сложновато - нужно было отсеивать, выделять. А потому решение отделить хотя бы 3 группы было воистину соломоновым.
Куратору первой, Сергею Савченко, «отлично» поставили практически все, даже критиканы, даже молодые посетители. Как самой выверенной и чистой по подаче, выстроенности экспозиции. Творения группы «Мамай» воспринимались истинно как произведения Мастеров. Они не стали надувать щёки, они просто-напросто «прозвучали» и причём без фальши.
Проследуем коридором (о нём ниже) к экспозиции другого куратора Игоря Гусева. Под его эгидой выставился САМ Александр Ройтбурд, последние годы живущий и работающий в столице. Живой классик новейшего искусства Леонид Войцехов поразил умением выполнить кураторское задание буквально, при том прозвучать свежо, сочно. Как и Вадим Бондаренко. Там был (якобы) концепт, там были холсты размеров средне больших, как то присуще «контэмпорэри арту», там и сюжетность ихняя была. Заключающаяся во внесюжетности, о чём даже и подзаголовок уведомлял («Пустой тоннель»).
Снова следуем по коридору к залу молодняка. Мимо объекта Александра Шевчука. Помещённый в угол, оторванный от постсоросовской группировки, он его удачно оживил, сумел сделать аттрактивным в самом наилучшем значении этого слова. Хотя его игры на этот раз рассматривали достаточно серьёзные темы, со всех точек зрения.
Куратор №3 Марта Погорелая помогла собрать пресловутый молодняк. Люди старшего возраста всё изумлялись: «Что ж так? Якобы молодые, а темы всё трагичноватые, колер такой же, да и графика с поддёвкой какой-то, не радостные они, не оптимистичные». Тут я возьму слово и скажу, что оптимизм оптимизму рознь, и потому что нас всех ото всюду только и стремятся что развеселить, потому он, ваш юмор да оптимизм, для иных давно погребальными интонациями отзывается. А может у них есть душа, хоть они и молодые? А может она, эта их душа, у них болит? Это что плохо? Нет, напротив, хорошо. Пусть болит. Пусть у кого-то за что-то нечто болит.
Совершаем возвратное движение по коридору, где, как и всюду завеска ковровая, где разместились творения узнаваемые, опознаваемые. Тут пришло время высказать к устроителям выставки пожелания, восстановив баланс, а то в книге отзывов были одни благодарности да «ахи!» с дифирамбами. Было бы недурственно не брать работ сотворённых не в 2008-ом году. «Одесса-2008» - так Одесса, 2008. А то перекочёвывающие с выставки на выставку холсты, до одури, до болезненности известные приплыли и сюда.
Но возвращаясь в центральный зал, - снова к вопросу о развеске, взором зритель упирался всё же в работу молодой художницы Ольги Брюзгиной; чтоб затем быть препровождённым взором уже Александра Сергеевича (Пушкина ) из по-настоящему классного объекта Вадима Гриндберга. Затем идущий выдергивает нервичной техники известный сюжет о св.Георгие, несравнимого Вити Павлова; который всё же был неспособен задавить такой вот себе, якобы «никакой», сюжетец Александра Лисовского и Виктора Хохленко. Налево «заборный» зал, направо зал с инсталляцией по следам Караваджо.
Там, где налево, рядышком вывесились Владимир Наумец (о-очень хорошо) и Станислав Жалобнюк (возраст средне-молодой), о котором куратор музея Дмитрий Банников говорит: «Там замечательный потенциал, там нет внутреннего страха, он отключил все стопоры», и я склонна верить ему. А там, где направо, разместилась единственная на всю экспозицию, но «инсталляция» - «разворачивающаяся в пространстве, собирающая пространство рядом объектов тема\идея» Вадима Гриндберга. Которая вызывала острую - живейшую - реакцию у публики своей именно актуальностью (из серии на злобу дня и одновременно своей показательностью). Там же примечательные холсты с машинкой Анастасии Кирилиной и с булавкой Ольги Брюзгиной, отменно вписывающиеся в норматив, как в пазл, киевского эталона «контэмпорэри» (арта). Замыкаем освоение пространства холодноватой экспозицией группы куратора №1.
А теперь о частностях (обобщая). Почему Скульпторов на сегодня нет - известно, потому и было место лишь «мелкой пластике» (печаль и status quo). Туда же примыкает и ОДНА инсталляция, и всего лишь три объекта.
ОДНАКО, наконец-то, в кои века, выставке удалось меня удивить , - а значит и порадовать. Порадовать мою уставшую в ожиданиях и чаяниях душу арт критика, работа которого заключается в действенном участии в процессе, а не стороннем наблюдательстве. Душу, заполучившую в критерии оценки знание европейской ситуации и традиций новейшего искусства, а также страстное желание говорить с Европой на одном временном языке.  А вот станет ли наше искусство, искусство Одессы новейшим - СО-временным  ХХ I-ому веку и нам с вами, это дело исключительно наше, одесситов 2008-го года.
 
Ута Кильтер
10 апреля 2008 года
 
P.s. На самом деле, по-хорошему, текстов просилось штук 7, причём все разные, да и очень хотелось бы выделить особо кого; однако, соблюдая корректность, ограничимся в общем каталоге общим обзором.