THE MUSEUM of ODESSA MODERN ART  
 

Contacts MSIO Contacts   MSIO on FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Playbill

Публічна програма до виставки “(не)означені”

There are no translations available. Публічна програма до виставки «(не)означені» включатиме лекції, дискусії, авторські тури та покази фільмів з... more ...

С 3 ноября по 16 декабря в МСИО пройдет выставка Стаса Волязловского (1971-2018)

There are no translations available.Первая в Украине посмертная выставка Стаса Волязловского «STAS и вся эта вышеупомянутая неразбериха с сегодняшним арт-рынком... more ...
Home Articles Сергей Князев «РАЗВИТИЕ ОДЕССКОГО АНДЕГРАУНДА В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН»
Сергей Князев «РАЗВИТИЕ ОДЕССКОГО АНДЕГРАУНДА В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН»
There are no translations available.


Несмотря на присущий одесситам оптимизм, светлый и радостный колорит их работ, не всегда легко и просто складывались судьбы художников. Наиболее драматически переживали "нонконформисты" собственное бытие в конце 1970-х - начале 1980-х. Не желая терпеть унизительного прессинга системы, изнуряющей борьбы за творческие права и возможность быть увиденными, искали выход в кардинальной смене жизни. Многие приняли непростое решение эмигрировать из родного города. Оставшиеся были обречены существовать в стране, которой они не нужны. Сегодня трудно представить, как сложилась бы дальнейшая судьба группы и каждого художника в отдельности, если бы не перестройка и обретение государственной независимости.
Эйфория 1970-х вскоре прошла. Наступил пресловутый застой, время андерграуда с его жестокими законами. Своеобразной "отдушиной" для оставшихся в городе художников, стала работа в городском пространстве.   Организовав при Одесском СХ секцию монументально-декоративного искусства, художники сумели выйти на зрителя общественно значимыми работами, в которых продолжали не только собственную живописную стилистику, но и попытки синтеза с архитектурой, творческие исследования формы, цвета, фактуры. Эта страница их деятельности, к сожалению, мало известна, но, тем не менее, достаточно показательна с точки зрения профессионализма, который в этой сфере не имел себе равных. Авторитет художественного совета, принимавшего монументальные работы, был очень высок. В его состав входили в разные годы Ю. Егоров, А. Шопин, Н. Морозов, В. Цюпко, В. Басанец, Н. Степанов. Можно отметить несколько значительных объектов, повлиявших на эстетическую среду Одессы: росписи в Водном институте (Н. Морозов), интерьер Дома книги, Литературного института, Дворца студентов ( В. Цюпко, В. Маринюк, С. Стовбур, С. Савченко ), росписи в управлении мясокомбината ( А. Стовбур ).
Ситуация квартирных выставок, размах неформального творчества привлек интерес живописцев к национальному искусству. Движение в этом направлении было вызвано потребностями максимального заполнения творческого пространства, в котором уже были реализованы многие идеи, связанные с западноевропейским искусством конца XIX-XX столетия. Авторы ориентировались на национальный авангард 10-20-х годов, литературный и изобразительный фольклор, этнографию. В процессе освоения национальных источников речь не шла о прямом заимствовании их стилистических приемов или сюжетно-тематических программ, иных традиционных форм украинского искусства. Национальное выражали не литературной конкретикой мотивов, а живописно-образными и пластическими моделями, в которых ставился акцент на традиционности понятий декоративности, знаковой условности, символики цвета, его метафоричности. Художниками 70-х, участниками квартирных выставок и монументалистами, был образован целый ряд объединений («Човен», «Коло», «Мамай»). Вдохновленные идеей национального возрождения, дающего свободу для формального творчества и наследования традициям как народного искусства, так и украинских модернистов  20-х – 30-х годов, В. Цюпко, В. Маринюк, А. Стовбур, С. Савченко, И. Божко, В. Сад, В. Капитонов, В. Басанец, О. Волошинов Е. Рахманин, В. Наумец, Н. Степанов активно работали и выставлялись, сохраняя единство эстетических ценностей в противовес разобщенности постмодерна. Творческое формирование этих авторов проходило внутри достаточно монолитной группы художников, на фоне сложных и неоднозначных событий 60-70-х годов, известных как время столкновения, казалось бы, незыблемого социализма и зреющей в его недрах андерграундной оппозиции, громко заявившей о себе в области изобразительного творчества.
Многолетним лидером таких объединений стал Владимир Цюпко, в абстрактных работах которого присутствуют на уровне ощущений образы родной природы: поле, море, небо. Владимир Цюпко родился в 1936 году в селе Осиповка Кировоградской области. В 1961 году окончил Одесское художественное училище имени Б.М. Грекова (живопись), а в 1970 году – Высшее художественное промышленное училище имени Мухиной (монументальная живопись). Начало выставочной деятельности – 1963 год. Владимир Цюпко – участник многочисленных неофициальных «квартирных» выставок «нонконформистов», его работы экспонируются на региональных, всеукраинских и международных форумах современного искусства, а также находятся в частных и музейных коллекциях по всему миру. Возможность выставочного общения стимулировала творчество. От условно-фигуративного искусства он приходит к абстракции, которая в дальнейшем стала главным объектом его творчества.
Постоянная творческая активность характерна для Виктора Маринюка. Колористические поиски, эксперименты с фактурой, символизм, доведенный до обобщённого абстрактного знака - все это не мешает художнику оставаться в границах основного формообразующего элемента и средства воздействия его полотен - образа. От напряжённых в цвете ранних работ, в которых угадывались парафазы и цитаты из Жоржа Руо, русской иконы и народного искусства, Маринюк приходит к изысканному эстетизму, стремлению к извечной цели живописи - красоте.
Несколько герметичные, небольшие по размеру произведения Александра Стовбура всегда привлекают внимание стремлением к завершённой гармонии, к некоему абсолюту пребывания цвета в композиции. Один из наиболее талантливых художников Одессы, Стовбур остался верен стремлению к совершенной и абстрактной форме.
В эти годы сложилась самостоятельная манера Сергея Савченко. Начинавший, как традиционный художник «левого союза», пройдя через горнило художественных советов монументального цеха, Сергей сделал форму произведения как-бы еще одним своим чувством, настолько она выражает его мировосприятие и состояние души. Рассматривая графические серии Савченко, можно говорить о некоем «абстрактном импрессионизме», художник творит раскрепощенно и верен себе.
К замкнутой абстрактной форме пришел Василий Сад. Рафинированные фактуры и колористические изыски заменили собой живую непосредственность пейзажей, созданных в раннем периоде творчества.    
Множество художественных достижений продолжает демонстрировать Владимир Наумец. Активно выставляясь в западноевропейских странах, он создает серию канонических мозаик для русского монастыря на горе Афон, параллельно делая в той же технике работы с авторской трактовкой классических сюжетов. Один из интереснейших участников московских выставок на Малой Грузинской, близкий друг Валентина Хруща, художник, творчество которого ценят как коллеги, так и коллекционеры, Владимир Наумец - один из немногих одесситов, состоявшихся в актуальном искусстве на международном уровне.
Евгений Рахманин, при всей экспрессивности его живописной техники, остаётся одним из наиболее драматичных мастеров. Символические "всадники" и величественные "горы", тревожные пейзажи и абстрактные импровизации - Рахманин везде остаётся собой - философом и духовидцем, учителем и адептом своих собственных универсальных построений и верований. Творческий багаж мастера – многосложная картина рукотворного мира, нескончаемая фреска, исполненная энергии, драмы и света.
Скульптор Николай Степанов активно экспериментировал в объемной пластике, добиваясь образного синтеза национальной скульптуры и ее современных форм. Современная скульптура в Одессе не звучала так ярко и убедительно, как, например, живопись. Вот почему интерес к творчеству Николая Степанова - художника замечательного, несомненно, уникального - закономерен и обоснован. Прекрасный рисовальщик, остро чувствующий материал скульптор, Степанов формировался под воздействием нескольких составляющих: с одной стороны достижения лучших мастеров мировых культур и модернистов ХХ века - Г. Мура, А. Джакометти, Д. Манцу, с другой стороны - народное искусство в его разнообразных проявлениях, от расписанных деревянных изделий до каменных изваяний и поминальных крестов. Кроме того, живительной силой наполняла и одухотворяла художника природа родных Роксолан. Наследие Степанова, несомненно, ожидает ещё своего искусствоведческого анализа, его значение будет возрастать и открываться со временем.
 
Местный колорит, сформированный историческими традициями Одессы, своеобразием ее природы, также сыграл определенную роль в творчестве художников, представляющих непростой период формирования культурных устремлений независимого государства, его европейского выбора. Названные авторы достаточно полно были представлены в коллекции Михаила Кнобеля, их произведения являются ядром музейного собрания, одним из элементов национальной культуры.  
 
 Сергей Князев
11.10.08