THE MUSEUM of ODESSA MODERN ART  
 

Contacts MSIO Contacts   MSIO on FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Playbill

Публічна програма до виставки “(не)означені”

There are no translations available. Публічна програма до виставки «(не)означені» включатиме лекції, дискусії, авторські тури та покази фільмів з... more ...

С 3 ноября по 16 декабря в МСИО пройдет выставка Стаса Волязловского (1971-2018)

There are no translations available.Первая в Украине посмертная выставка Стаса Волязловского «STAS и вся эта вышеупомянутая неразбериха с сегодняшним арт-рынком... more ...
Home Articles Елена Вересковская «"КАРАВАДЖО. ТЕАТР НО" - РАЗМЫШЛЕНИЯ У ХОЛСТА»
Елена Вересковская «"КАРАВАДЖО. ТЕАТР НО" - РАЗМЫШЛЕНИЯ У ХОЛСТА»
There are no translations available.

Осенью прошлого года мы совершенно случайно встретились в мастерской известного одесского художника Сергея Лыкова.
На мольберте стояла работа "Караваджо. Театр Но". Я видела эту работу и раньше, но видела иначе. Мне, почему-то очень захотелось её сфотографировать. Освещение в этот день было неважное, но, я попыталась это сделать. Просто захотелось, какое-то время, побыть наедине хотя бы с её отпечатком.
Странные параллели обнаруживает мир. В ноябре Сергей Лыков подарил Музею современного искусства Одессы эту картину.
Театр Но возник в ХIV веке, одновременно с появлением буддийской секты Дзэн. Но - это театр масок. Только актёр, играющий роль зрелого мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, маску не надевает. Разновидности женских масок отражают богатую гамму эмоций, в зависимости от освещения и угла, под которым маска актёра находится по отношению к зрителю. Пьесы написаны высоким стилем, с изумительными пассажами и скрытым смыслом сюжетных линий. Негромкая музыка, тонкие намёки, переход к внутренней, скрытой сути происходящего: с атрибутов персонажей - на сущность и дух. Всё это оставляет место для размышлений, или медитаций, или фантазий зрителей.
Караваджо в своё время выстроил эмоционально сильную драматургию через активную роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картин. Его живопись отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка, смелый взгляд на вещи, при умении отсекать все ненужные детали.
Живопись Лыкова тонка, практически безупречна, сочетает сложнейшую технику, построенную на подвижных световых и колористических нюансах. Основные цвета несут символическую нагрузку, становясь поводом для размышлений.
В этом полотне особенно ярко видны, использованные художником, основные приёмы живописи Караваджо. Действующие лица находятся на переднем плане, их эмоциональное напряжение выражено контрастом света и тени. При этом, основные акценты расставлены мягко, подчеркивая внутреннюю экспрессию. Во взаимосвязи света и пластики раскрывается основная тема картины - оба элемента, в полной образной наглядности выступают носителями действующих энергий. Вечные темы мужского и женского, вечная тема, вечный конфликт, к решению которого каждый идет своим путём. Близость с женщиной всегда вызывает душевное переживание. Мужчина теряет свою маску.
Образ картины открывает двойственность человека, представленную разделением. Внешний мужчина или внешняя женщина всего лишь представитель внутреннего. Мы всегда влюбляемся в свою внутреннюю сущность противоположного пола. Но, как найти путь к этому объединению? Может быть, через полную искренность перед самим собой? Разрешить этим энергиям встретиться внутри для нейтрализации друг друга? Может тогда и появится единство разрешающее внутренний конфликт. Приглашение зрителя к собственному исследованию - это и есть задача художника, он не даёт метод, он указывает цель.
В осуществлении своего замысла, Лыков использовал особенность построения декорации на сцене театра Но - узкий мостик, ведущий к правой части сцены - "место паузы", на нём актер может остановиться и поразмышлять. Через картины Караваджо и изначальные темы пьес театра Но время слилось воедино. Зритель побуждается к осознанию заложенных в нём нравственных и духовных сил, о которых сам человек зачастую не подозревает.
Жест вытянутой руки, будто подхваченной пламенем - ключевой в картине. Это движение совмещает в себе несколько мотивов: неотвратимость выбора, физически ощутимое извлечение сути человека из житейского карнавала и вдохновляющий призыв к поиску истины - себя.
Композиция картины - диалогична, основана на действии и противодействии. Плавный композиционный ритм и фантастическое мерцание красного цвета создает вибрирующую атмосферу духовного напряжения, которая свойственна лучшим работам С.Лыкова. Целенаправленный психологизм обнаруживается в контрастном взаимодействии живых человеческих характеров, взаимном противопоставлении мрака фона и света. Более тусклый и мертвенный в той зоне, где находится лицо мужчины, свет становится слепяще-ярким, когда освещает его маску. Именно этот момент ощущения неудержимости напора реальной жизни и интенсивности проявления духовной деятельности объединены в неразрывное целое с элементами глубоко понятой жизненной конкретности, когда срывание масок неизбежно погружает в глубинные экзистенциальные переживания.
"Караваджо. Театр Но" - синтез реальности и собственного мифа, осуществленный в рамках художественного замысла. Образы, заимствованные из разных исторических и национальных культур, будучи приведены в непосредственную временную и психологическую взаимосвязь, оказались сопричастными сфере всеобщего.
Если сделать отсылку к творчеству Караваджо, то основной темой его произведений оказался традиционный круг сюжетов христианской мифологии. К одному из библейских героев художник питал несомненное пристрастие. Известны три варианта "Давида с головой Голиафа". В одном из полотен присутствуют элементы трагической коллизии: облик мальчика-победителя и маска - автопортрет, которой художник наделил отрубленную голову побежденного. Художественное произведение всегда говорит больше об авторе, чем о самой идее, которую он задумал осуществить. Проблема синтеза реальности и мифа в этом образе нашла своё разрешение, сообщило созданию художника отпечаток творческого самораскрытия.
"Караваджо. Театр Но" - автор и его маска, которую вот-вот сорвут с него его же образы.

Елена Вересковская,
эксперт МСИО

20.12.09.