THE MUSEUM of ODESSA MODERN ART  
 

Contacts MSIO Contacts   MSIO on FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Playbill

Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью. Вагрич Бахчанян

There are no translations available.12 апреля 2019 года в Музее современного искусства Одессы Харьковская муниципальная галерея представит ретроспективный проект Вагрича... more ...

В Одессе покажут работы художников с и без синдрома Дауна на темы, которые их волнуют больше всего

There are no translations available.Любовь, секс, смерть или политика? «Что важно» — для людей с/без синдрома Дауна? Арт-выставка про и... more ...
Home Articles Семен Кантор «СОВРЕМЕННОЕ УКРАИНСКОЕ ИСКУССТВО – ВАРИАНТ 2009»
Семен Кантор «СОВРЕМЕННОЕ УКРАИНСКОЕ ИСКУССТВО – ВАРИАНТ 2009»
There are no translations available.


Традиционно в Киеве в Украинском доме осенью проходит художественная выставка-ярмарка «Арт-Киев». Под крышей бывшего музея Ленина, а ныне Украинского дома, до последнего времени собиралось много десятков галерей со всех концов Украины, чтобы показать и, желательно, продать имеющиеся у них произведения различных авторов. Было достаточно внести соответствующую сумму и внимание столичной, и не только, публики было обеспечено. В результате, рядом часто соседствовали маститые и новички, суперсовременные авангардисты и «устаревшие» приверженцы реализма. Это было ярко, пестро и немного весело – словом - ярмарка. К понятию «выставка» это имело весьма отдаленное отношение, за что и подвергалось критике продвинутых эстетов.
В этом году организаторы приняли соломоново решение: они разделили мероприятие на две части. Одна – яркая ярмарка, позволяющая «здесь и сейчас» выбрать и приобрести лучшее произведение любого жанра, максимально соответствующее сложившимся запросам и вкусам; а другая – попытка на большой выставке показать, куда (и кем) движется современное украинское искусство.
Количество участников было резко ограничено, а (для убедительности) к названию «АРТ-КИЕВ 2009» добавили мало понятное, но очень распространенное слово «contemporary», что сейчас является синонимом актуальности и современности. Для уверенности в том, что на выставку попадут работы, которые будут признаны «современными», была создана отборочная комиссия. Для придания выставке большего веса и убедительности целый этаж (из трех) отдали под экспозиции работ современных украинских авторов из частных коллекций (в основном достаточно известных в украинском истеблишменте лиц).
В качестве специального гостя выставку посетил всемирно известный немецкий художник Грегор Шнайдер. В 2001 году на Венецианской биеннале Г.Шнайдер получил премию "Золотой лев" за инсталляцию "Мертвый дом", а в 2005 году организаторы биеннале отказались демонстрировать его инсталляцию "Черный куб", руководствуясь религиозными и политическими мотивами - слишком было похоже на главную мусульманскую святыню Акабу. Словом, очень современный!
Естественно, включение в состав участников такой выставки для любого автора или галереи моментально стало престижным. Музей современного искусства Одессы предложил молодому, но весьма успешному, одесскому автору Станиславу Жалобнюку «подготовить что-то для Киева». В результате появилась концепция проекта «Очевидцы». Главная идея была в формулировке: «очевидцы – это свидетели, на которых никто не обращает внимание». Проект, посвященный проблеме превращения людей в безгласных и безликих статистов, оказался достаточно актуальным, что определило включение его одним из первых в программу выставки.
В рамках проекта Станислав создал 5 больших работ, на которых лица персонажей замазаны краской либо демонстративно заклеены стыдливой полоской (так же как другие части тела в «эротических» фото), как будто их вычеркнули из участников Жизни. В Одессе о таких говорят: «Я тебя в упор не вижу».
Отвечая на вопрос: «Кто вокруг меня? Свидетели или очевидцы? Статисты или вершители? » Стас Жалобнюк увидел:
Безликих Фигурантов.
Бессловесных Крикунов.
Безголовых Гордецов.
Безглазых Очевидцев.
В число «героев» Жалобнюка попала Карла Бруни с известной фотографии, проданной недавно на аукционе; уволенный из состава Кабинета Министров друг Фиделя, другие известные, и не очень, персонажи, являющиеся (или ставшие) статистами в этом, не терпящем «сантиментов» мире. Не играет роли твоя должность, и внешний вид; во что ты одет; кем любим и кого любишь. Для окружающих ты - Никто. Тебя, как и многих других используют как натурщика, манекен или куклу. Изображение художником рядом с манекеном большого числа пиджаков, как известно, обезличивающих мужчину, подчеркивает эту проблему.
На весь этот маскарад масок и безликих ролей смотрел с портрета побитый, но победивший В. Кличко – ему удалось перейти в Лигу участников.
Вместо эпилога:
Для классического окончания статьи надо было бы привести высказывания «восторженных» (что с того, что предварительно организованных) зрителей. Но записей мы не вели. Мы рады, что «все прошло как надо»! Это большой успех молодых автора и Музея! Надеемся, что Станислав Жалобнюк не будет только статистом и очевидцем! Уверены, что его имя будет часто встречаться в различных статьях и отчетах о выставках и аукционах в ближайшие 20-40 лет!

 

Семен Кантор
директор МСИО

20.11.2009