THE MUSEUM of ODESSA MODERN ART  
 

Contacts MSIO Contacts   MSIO on FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Playbill

Публічна програма до виставки “(не)означені”

There are no translations available. Публічна програма до виставки «(не)означені» включатиме лекції, дискусії, авторські тури та покази фільмів з... more ...

С 3 ноября по 16 декабря в МСИО пройдет выставка Стаса Волязловского (1971-2018)

There are no translations available.Первая в Украине посмертная выставка Стаса Волязловского «STAS и вся эта вышеупомянутая неразбериха с сегодняшним арт-рынком... more ...
Home Articles В.А. Абрамов. Юрий Коваленко: «Я ведь еще не родился…»
В.А. Абрамов. Юрий Коваленко: «Я ведь еще не родился…»
Tuesday, 05 April 2011 11:16
There are no translations available.

Так, множество раз, особенно в последние годы жизни говорил Юрий Коваленко в своих замечательных монологах, не всегда академически стройных в силу понятных друзьям причин. Это грустное и парадоксальное утверждение будущей (или прошлой?) собственной реинкарнации произносилось им с неизменным театральным пафосом оптимистично и воспринималось слушателями неоднозначно, но уважительно.

Коваленко знал цену слова.

И впрямь, что это значило? Сетование на доинкарнационную, считай, реальную судьбу? Никогда не сетовал. Надежду на то, что где-то там замаячит нереальное счастье? А возможно, потаённая, присущая всякому художнику, надежда на истинное, пусть в далеком будущем, признание.

Этим летом ему исполнилось бы 80. Как сказал бы сам Коваленко: Только? Уже? Всего?

Огромное число произведений Юрия Коваленко при жизни разлетелось по коллекционерам и любителям как в нашем отечестве, так и за рубежом. А сколько произведений щедро дарены друзьям, подругам, собутыльникам-фигурантам сюжетов его живописных и графических работ, многие из которых представления не имели о высоких сферах искусства.

Предлагаемый вниманию зрителей корпус произведений мастера, собранных усилиями сотрудников Музея современного искусства из частных собраний Одессы и Киева, далеко не исчерпывает его опытов в живописи, графике и скульптуре. А ведь он был еще и педагогом в Одесском художественном училище, художником театра, кукольником. Впрочем, список его увлечений можно продолжить.

Важно одно – ретроспектива произведений Юрия Коваленко, собранная спустя 7 лет со времени его очередной «реинкарнации», вновь погружает нас в своеобразный и неповторимый мир созданных им образов.

Первая персональная выставка работ художника состоялась в 1977 году в фойе кинотеатра «Родина». Ему 47 лет. Как видим, несколько запоздалый для художника дебют. Этому предшествовали детские голодные годы в оккупированных фашистами Прилуках, учеба в Одесском театральном училище, а затем – Питер – где он учился в Государственном институте театра, музыки и кинематографии (окончил в 1969 году).Вернувшись в Одессу – преподавал живопись.

В дальнейшем, следовало множество выставок, пользовавшихся вниманием публики и прессы.

Однако.

Нельзя не видеть некоего глухого противостояния Коваленко официальной художественной среде. Он в неё, эту среду, целых 10 лет, вплоть до принятия его в Союз художников в 1989 году, отчетливо не «вписывался». Внешне всё выглядело более чем пристойно. Как писал художник Л. Дульфан в 1988 году: «На очередную юбилейную выставку Коваленко когда-то предложили написать «Праздник первой борозды», а он пишет груши – большие, больше дома… Ему предложили написать «Утро в колхозе», а он написал – «Рыбий дождь» (собрание Е. Голубовского. - В.А.) и дело не только в том, что после принятия в союз художников появились мастерская и заказы.

Противостояние делало его отчаянно одиноким, но не озлобленным.

Впрочем, кто из настоящих художников не одинок?

Не «вписывался» Коваленко и в современные ему авангардные одесские тусовки, хотя его эстетика имела немало соприкосновений с постмодернистской иронией и пересмешничеством. Это видно по многочисленным «введениям» собственных автопортретов в канву коваленковских живописных и графических работ.
Были у Коваленко, на мой взгляд, и особо счастливые дни. Связано это было с его успешной работой в Германии (в 1990-1991 годах), когда он посетил Дюссельдорф, Эссен, Кёльн и Мюнхен. Эта поездка обогатила его предметным знанием процессов, происходящих в современном европейском искусстве. Отголоском этих событий был не только успех, в том числе коммерческий, но и ряд стихотворений.

Художник глубоко знающий, чувствующий и умеющий передать национальные, глубинные народные черты, он избегал внешнего, этнографического их содержания.

Сколько было таких, формальных, бездушных по своей сути, подходов к национальной теме?
Сколько еще будет?

Коваленко умел наполнить эти темы личным, эмоциональным видением, в основе которого, безусловно, был интуитивно-экспрессионистический метод. Он и в метафоричности образов, и в преднамеренной стилизации, и в гиперболизации, и в решении пространства и, главное, в колористических построениях, оставался верен себе.
Здесь остановимся.

Под разными углами дешифровки творчества Юрия Коваленко писали о нем искусствоведы и критики. Многое из написанного ими утонуло бы в периодике тех лет, не появись в его судьбе писатель и друг Олег Губарь. Он то и издал в 2000-м году, совместно с Ю. Коваленко, книгу «Человек с улицы Тираспольской», ставшую ныне библиографической редкостью. Жанр ее определить сложно, хотя автор, предворяя издание записал, что это: «НЕлитературный дневник, пунктирно фиксирующий хронику общения Юрия Коваленко и Олега Губаря на фоне НЕхудожественного пространства обитания от города Одессы до города Прилуки и далее – по всем направлениям». Кто читал – поймет, что Юрию Коваленко с биографом повезло. Внутренняя суть художника приобрела, наряду с документированной точностью в передаче «среды обитания» Коваленко, некую мифологизированность. Эти и была основа, соединяющая Юрия Коваленко-человека и Юрия Коваленко-художника. Не преминул автор снабдить книгу подборкой републикаций статей ведущих искусствоведов и художников. Тем не менее, внимательный исследователь не увидит в них многого: нет дат написания работ, отсутствует их провенанс и т.д. Остается надежда, что в будущем появится научное исследование творчества и биографии Ю. Коваленко.

Спустя год после его ухода, в издательстве «Автограф» был выпущен «Последний альбом» Ю. Коваленко. В нем - часть поэтического наследия художника и его графика.

P.S.

Множество лет мой путь из дома к месту службы проходит мимо художественного училища. Вот нырнул в дверь училища мальчик с планшетом. «Юра! Ты забыл кисти», - крикнула ему мама.

Я вздрагиваю.

В.А. Абрамов,
зам.директора
Одесского художественного музея
по научной работе