THE MUSEUM of ODESSA MODERN ART  
 

Contacts MSIO Contacts   MSIO on FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Playbill

Публічна програма до виставки “(не)означені”

There are no translations available. Публічна програма до виставки «(не)означені» включатиме лекції, дискусії, авторські тури та покази фільмів з... more ...

С 3 ноября по 16 декабря в МСИО пройдет выставка Стаса Волязловского (1971-2018)

There are no translations available.Первая в Украине посмертная выставка Стаса Волязловского «STAS и вся эта вышеупомянутая неразбериха с сегодняшним арт-рынком... more ...
Home Articles Семён Кантор : Олег Соколов – художник, поэт, дисидент
Семён Кантор : Олег Соколов – художник, поэт, дисидент
There are no translations available.

В Одессе предтечей культурного сопротивления соцреалистической доктрине был Олег Аркадьевич Соколов (1919-1990). О.Соколов родился в Одессе. Учился в Одесском художественном училище. После возвращения с войны продолжил обучение во Львовском институте декоративно-прикладного искусства, а затем опять в ОХУ. С 1955 и до конца жизни работал научным сотрудником Одесского музея западного и восточного искусства.
Еще в начале 50-х, до наступления Оттепели О.Соколов пришел к пониманию нелепости соцреализма, как единственного пути развития культуры. Вероятно, главным для формирования качеств, определивших его уникальную роль в искусстве Одессы, было общение с профессором Т. Б. Фраерманом. Этот легендарный человек принадлежал к одесской и парижской школам живописи, дружил и работал с Дега, Роденом и Матиссом, участвовал с ними в общих выставках. Он был представителем другого мира, чудом сохранившимся в советской Одессе. В 50-е ему уже не разрешали преподавать, но Соколов ежедневно ходил к Фраерману домой, беседовал с ним, перенимая у Учителя глубинное понимание свободы и культуры.  Олег Соколов был фигурой общественной. Еще в начале 60-х он явочным порядком создал клуб «Цвет, музыка, слово» им.М.К. Чюрлениса – первое в Одессе общественное объединение, созданное без участия (а точнее вопреки) Государства. Там обсуждались современные культуроведческие проблемы без политического контекста, но и этого было достаточно, чтобы попасть под определение «не наши взгляды».
Общаться с ним любили, и каждую среду его крошечная квартира (мастерской у него не было - в члены Союза художников, естественно, не приняли) заполнялась друзьями. Кто только ни бывал в этом доме! Коллеги-художники, в основном, его не принимали. Другое дело - философы, ученые, поэты. Для них Соколов воплощал актуальную в то время задачу единения "физиков и лириков". Философ Авенир Уемов и Булат Окуджава; коллекционер русского авангарда Георгий Костаки, приобретавший его работы, и музыковед, а спустя годы первый лидер "Саюдиса", Витаутас Ландсбергис. Его творчество знали далеко за границами Одессы: в Москве работы Соколова были в коллекциях Бориса Слуцкого и Евгения Евтушенко, в Литве он был известен благодаря клубу им. Чюрлениса, а в Казани ряд статей посвятил художнику теоретик цветомузыки Булат Галеев.
Мировоззрение О.Соколова, особенно в начале творчества, проявилось в весьма едких графических работах, близких к карикатуре, иногда политической. Больше всего доставалось критикам и администраторам от искусства. Чего стоит его работа «Любитель абстракции», созданная в 1951 году и экспонируемая в зале МСИО. Надо помнить, что создание такого листика вполне «тянуло» на большие проблемы для автора. Он не выходил на площади, не участвовал в других акциях диссидентов (хотя некоторые коллективные протесты подписывал), но вокруг него постоянно существовало поле интеллектуальной и нравственной свободы. Ломая догматы у всех на виду, он боролся за право не скрывать убеждения. Свои произведения он не складывал в стол до лучших времен, а дарил многочисленным друзьям. Художник выражал свой протест творчеством.
Круг интересов Соколова виден из названий его произведений: Сталкер, Освоение космоса, Детерминизм и вероятность, Экологическая баллада, Памяти Колчака, Школа биоритмов, Карате - пустая рука, Песни Высоцкого, Распутин, Гимн металла, В помощь изучающим психиатрию, Экзистенциализм, Душа самурая, Панно для космической ракеты, Мастер и Маргарита, Франсуа Вийон, Ритмы джаза, Песня хиппи.
Он блестяще знал мировое искусство. Большое место в творчестве О.Соколова занимало живописное «видение» музыки. Шуберт и Бах, Вагнер и Стравинский и, конечно, Скрябин – эти имена были для него священны. Его композиции отражают внутреннее состояние души: слушая звуки музыки, художник полагался на интуицию, сопоставлял звук и цвет. Например, для передачи мощи произведений Скрябина, художник использовал огромные, иногда страшные, волны «мрачных» цветов – черного, фиолетового, синего. Для выражения тонких вибраций души, создавал причудливую игру широких цветовых пятнен и линий, созвучий различных тонов, соотношений геометрических фигур и цветовых ритмов.
О.Соколова называют первым советским абстракционистом Одессы, но круг его интересов был существенно шире. В 50-х и 60-х значительное место занимал символизм с элементами модерна. Тогда же были созданы прекрасные эротические серии. В дальнейшем элементы в стиле модерн художник удачно использовал в абстрактных работах.
Абстрактное искусство было любимой формой творчества Автора. В конце 60-х на смену экспрессивным цветовым волнам пришли небольшие геометрические формы - квадраты, треугольники, круги, черно-белые или чистых цветов, пересекаемые отрезками прямых линий и расположенные на монохромных поверхностях в различных композиционных соотношениях. Со временем эти техники усложняются. Значительное влияние на О.Соколова оказал В.Вазарели и его оп-арт. Созданные произведения поражают каллиграфической точностью пропорций и соотношений цветов.
Затем О.Соколов стал использовать в своих произведениях коллаж, вводя в абстрактные композиции вырезки из газет и элементы фото, цифры и буквы, научные символы и знаки, комбинируя эти элементы с геометрическими фигурами и линиями на фоне цветных участков и пятен. Иногда художник использовал в коллажах природные объекты (например, листья деревьев).
Наиболее сложными стали коллажи, в которых автор совмещал тексты (в основном поэзию) и живопись. Трудно сказать, что в этих работах было первичным. Иногда текстовые вставки задавали ритм и идею живописным произведениям. Часто стихи были иллюстрацией построений художника. Особенно интересны работы, в которых Олег Соколов использовал свои стихи (он был глубоким, неординарным поэтом). Это было наиболее органично и цельно, являясь чем-то большим, чем просто живописью или поэзией.
Необходимо отметить тонкий юмор и нестандартное образное мироощущение, позволявшие автору в таких произведениях выявлять неожиданные, иногда парадоксальные связи и ассоциации. Не зря современные исследователи обнаруживают в творчестве О.Соколова подходы, присущие концептуализму.
В 70-е годы Олег Соколов достиг синтеза всех перечисленных методов и приемов. Его работы стали еще более сложны и непредсказуемы. Все элементы произведений являются существенными. Цвет, форма, пространство, линия, текст, объекты - все взаимосвязано. Музыка и поэзия помогли ему найти подходящие приемы и способы воплощения своих идей на бумаге, нужное решение художественного поиска.
О.Соколову удалось сопоставить безграничный материальный мир с космосом чувств. Эта способность «слышать» чувства, «видеть» духовную жизнь каждого предмета ощущается в его лучших произведениях. Линии, штрихи, фигуры, пятна движутся в непрерывном космическом танце вокруг центрального звена картины – таинственного образа, иногда обозначенного лишь названием… Возникает новая реальность, имеющая бесконечное множество измерений, непредсказуемая и непостижимая в своем многообразии и бесконечности.

Семен Кантор