THE MUSEUM of ODESSA MODERN ART  
 

Contacts MSIO Contacts   MSIO on FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Playbill

Публічна програма до виставки “(не)означені”

There are no translations available. Публічна програма до виставки «(не)означені» включатиме лекції, дискусії, авторські тури та покази фільмів з... more ...

С 3 ноября по 16 декабря в МСИО пройдет выставка Стаса Волязловского (1971-2018)

There are no translations available.Первая в Украине посмертная выставка Стаса Волязловского «STAS и вся эта вышеупомянутая неразбериха с сегодняшним арт-рынком... more ...
Home Articles Облако тегов
Облако тегов
Monday, 21 November 2016 16:41
There are no translations available.

Проект Олега Димова "Парадный портрет", недавно представленный в Музее современного искусства Одессы, воспринимается как облако тегов к тексту, которого нет. Вернее, он есть, и даже название имеется – "Парадный портрет", только он неуловим для прочтения. "Текст есть человек, а человек неуловим", – говорил Ю.Лотман. Возможно, все дело в этом?

Пойду от обратного – попробую разобрать это облако. Может у меня Текст сложится.

общество разобщенность фото идеология
селфи психология ирония соцсети складка реальность интернет
философия парадный портрет
виртуальность

Олег Димов в своем сопроводительном тексте к проекту выделяет два характерных явления разобщенности в современном мире – отсутствие объединяющих общество идеологий и интернет как источник всего необходимого для "полноценного" существования человека.
Современная философия подходит к определению идеологии не как к Системе (коммунизм, фашизм и т.д.). В 1970-х годах была сформулирована и обоснована концепция реидеологизации. Немецкие исследователи О.Лемберг и Я.Барион – сторонники данной теории – определили сущность идеологии как систему взглядов человека (в т.ч. и социальной группы) на мир. Сегодня реидеологизация трактуется как массовое приобщение широких слоев населения к идеалам и ценностям современного общества. По мнению американского философа Фрэнсиса Фукуямы, единственная универсальная идеология, призванная объяснить устройство мира, это либерализм. Словенский философ Славой Жижек считает, что сегодняшний мир идеологизирован более чем когда-либо, просто идеология изменилась – миром правят прагматизм и гедонизм.
Развитие инновационных технологий и активное их внедрение в наш образ жизни создаёт "благоприятную" среду, в которой мы уже не можем обойтись без интернета. Мировоззрение современного человека формируется – хотим мы этого или нет – под влиянием Всемирной сети. Что это, если не идеология ХХІ века.
Не могу согласиться с Олегом Димовым, что интернет нас разобщает. Скорее наоборот – это другая форма общения. Даже для хикикомори* интернет сегодня – единственное средство коммуникации.
Почти у всех нас есть страничка в соцсети, где мы проводим значительную часть своего времени: общаемся, жадно глотаем информацию, развлекаемся. А кто-то выкладывает свою жизнь напоказ – об этом, на мой взгляд, проект Димова. "Парадные портреты" – словно хроника твоей (моей?) FB-страницы. Вот где ирония. В работах очевидна рафинированная постановочность, продумана каждая складка.


Еда и напитки, пожалуй, освещаются сейчас чаще всего.

 


Это фото из категории self-promotion.

 


И, конечно же, селфи. Куда без него.

 

Психологи говорят о широком распространении нового явления - фотовизуализации частной жизни в открытом доступе. Основная причина – недостаток внимания к себе любимому в реальной жизни. Многочисленные лайки и комменты дают нам ощущение признанности, популярности, собственной востребованности и сопричастности.
Каждое фото проходит два кастинга – сначала мы сами отбираем лучшее, а затем нас лайкают (ставят оценки) друзья и подписчики. В итоге мы создаем виртуальный образ, который в дальнейшем формирует наше поведение. В этом контексте мне ближе складка Жиля Делёза, его представление о бытие как линии, проходящей на стыке двух пространств – возможного и реального, виртуального и актуального. Его складка избегает оппозиции. Настоящее – это и момент прошлого-становящимся-настоящим и настоящего-становящимся-будущим.

Теги (кроме того, что они служат для перелинковки статей или упрощения навигации по сайту) характеризуют нашу публикацию. В этой ситуации ключевые для меня слова передали мое восприятие проекта. Оно, конечно, может не совпасть с вашим. Возможно, вы увидите "обещанные" автором и организаторами выставки "праздник" одиночества, и апофеоз изоляции, и чадру, и даже таинственность.

Проект Олега Димова "Парадный портрет" будет экспонироваться в Музее современного искусства Одессы до 4 декабря 2016 года.

Хикикомори* - японский термин, обозначающий людей, отказывающихся от социальной жизни и, зачастую, стремящихся к крайней степени социальной изоляции.

Зоя Никитенко