THE MUSEUM of ODESSA MODERN ART  
 

Contacts MSIO Contacts   MSIO on FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Playbill

Публічна програма до виставки “(не)означені”

There are no translations available. Публічна програма до виставки «(не)означені» включатиме лекції, дискусії, авторські тури та покази фільмів з... more ...

С 3 ноября по 16 декабря в МСИО пройдет выставка Стаса Волязловского (1971-2018)

There are no translations available.Первая в Украине посмертная выставка Стаса Волязловского «STAS и вся эта вышеупомянутая неразбериха с сегодняшним арт-рынком... more ...
Home Articles Ута Кильтерc «МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА - ЭТО...»
Ута Кильтерc «МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА - ЭТО...»
There are no translations available.

 Музей, согласно утвердившемуся в конце 70-х годов прошлого века понятия, определяется как «Один из инструментов самоосознания культуры, при создании ею своей концепции развития, самоидентификации по отношению к иным культурам»*. Уже из данного определения можно увидеть, почему так долго не мог появиться музей нового типа в нашей стране. И до сих пор (будем откровенными) появление подобной институции едва ли не чудо, возникшей вопреки, а не «при поддержке и содействии».

А потому выдох: «Свершилось!» мог вырваться у... (попытаемся быть ещё более откровенными) у единиц - людей разделяющих общечеловеческие ценности. Обеспокоенных не хлебом насущным да зрелищем, но умеющими и ЖЕЛАЮЩИМИ смотреть на шаг, десять, десятилетие вперёд, и притом постоянно оглядываться, соизмеряя свои действия с общей ситуацией, ну хотя бы в Европе.

Патетично звучащее здесь, суть реальность, status quo, во всём мире. Но в державе нашей доминирует уровень знаний и вид представлений от тоталитаризма не отошедших. А посему усилия просвещённых одиночек долго оставались героическими деяниями, неужто пришло время, когда они смогут преобразоваться в деятельность, нормальную работу?!
    Под общим названием «музей» существовали различные формы собраний, в которых всегда отчётливо проявлялась доминирующая идея эпохи. Наряду с музеями-памятниками прошлому во второй половине ХХ века начали создаваться музеи, задачей которых предполагалось не традиционное сохраниение\изучение\представление, но экстра задача: работа во имя «человечности» (humanity). Не гуманизма как простого просвещенчества, приобщения к лучшим образцам изящных искусств, но способности понимания другого. Всякого другого «невзирая на расовые, национальные, половые и возрастные отличия» людей живущих в нынешнем мире.
    Столь простое и величественное слово как «понимание» предполагает
не собирание под одной крышей шедевров, но произведений наиболее точно (талантливо и ОЧЕвидно) соотносящихся с жизненными реалиями людей - обычных, «просто» людей. Завершение Второй мировой требовало её осмысления, вырабатывания принципиально иного вида взаимоотношений между странами и их культурами, - откуда логичным стало возникновение «Документы» в Касселе, затем Центра Помпиду, а теперь уже повсеместно Музеев современного искусства. Отсутствие подобной институции в нашей стране зияло как факт признания того, что мы не сумели выбраться из тоталитарных передряг и подойти к миру современных ценностей. Ибо сохранением самых убедительных - наглядных - свидетельств нынешнего времени являются в самую первую очередь произведения изобразительного и визуального искусств, чем здесь, у нас, занимались истинные подвижники.
   С этой точки зрения сложно переоценить значение 30-летней деятельности Михаила Кнобеля и той степени гражданской ответственности человека, регулярно представлявшего для публичного ознакомления своё собрание, издававшего каталоги. Мы надеемся, что нашим сокрушениям о том, что готовой уже основы для появления Музея современного искусства наступил конец и, благодаря усилиям банка «Пивденный», музей появился-таки. И это серьёзная, очень серьёзная заявка на то, что вот теперь-то и начнётся полноценная деятельность по приобщению всех одесситов, и иже с ними, к практикующимся во всём цивилизованном мире видам взаимодействия, в основе которого способность к восприятию, пониманию другого - человечность.
Которая является принципиальным отличием искусства со-временного, актуального от им подобных.
 
 
Ута Кильтер
10 апреля 2008 года