THE MUSEUM of ODESSA MODERN ART  
 

Contacts MSIO Contacts   MSIO on FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Playbill

9 октября в Музей современного искусства Одессы пройдет открытие проекта «ТИРС»

«ТИРС» – название первого в нашей стране музея современного искусства, который был основан в Одессе, в 1990-м году, еще в... more ...

28 августа откроется выставка культового художника Александра Шевчука «Садово-парковая скульптура»

В Музее современного искусства Одессы 28 августа откроется выставка культового художника Александра Шевчука «Садово-парковая скульптура». Творчество Александра Шевчука – неотъемлемая часть... more ...
Апостол под столом. В Одессе открыли сочную и красивую выставку Юрия Коваленко

Музей современного искусства Одессы открыл выставку произведений Юрия Коваленко «Избранное» в шести своих залах при большом наплыве зрителей.

1
1
2
3
4
5
6
image003
image004
<<  Страница 1/2  >>

Мастер не боялся быть разным, не боялся оказаться неузнанным. Он творил, экспериментировал, рисковал. А нам остается дивиться тому, как непохожи его работы, созданные в разные годы. Вот яркие, голосистые, ярмарочные петухи, а вот спокойные портреты дедушек с маленькими внуками на коленях. Монохромная картина «Мешок картошки» соседствует с цветистым полотном «Молодые», погружающим в атмосферу пьяной и развеселой деревенской свадьбы. А вот карандашные зарисовки, дневники, те же петухи – но в виде свитых из проволоки скульптур, те же деды – но вырезанные из дерева. А все-таки есть у произведений Коваленко неоспоримо общее, это некая всамделишность, настоящесть во всем, что выходило из-под его рук.

«Что бы мы теперь ни говорили о Юре, все равно получится апокриф, - утверждает краевед, близкий друг и исследователь творчества художника Олег Губарь. – Из этих исполненных в разных стилях фрагментов, из этих наших очаровательных и сочных абстракций Юру ни за что не сложить. Иные сгорают к тридцати, Юра же по-настоящему идентифицировал себя лишь к началу пятого десятка. В середине девяностых последовал очередной мощный всплеск, озаренный присутствием любимой женщины, явились серии колоритных пейзажей и портретов Прилук, Густыни, Одессы. Далее – реактивная депрессия, непостижимым образом сопровождавшаяся экспериментами в области колористики, коктейля живописи и графики. Юра мог позволить себе такие игры в лабораториях, специально устроенных для него дальновидными и мудрыми Евгением Отаровичем Лукашовым и Виталием Алексеевичем Абрамовым. У них на изготовке всегда «был готов и стол, и дом»: дорогие краски, холсты, подрамники, картоны, багеты, возможность масштабно выставляться».

Историк искусства, заместитель директора Одесского Художественного музея Виталия Абрамов вспоминает, как впервые увидел полотно Коваленко «Тайная вечеря» и не досчитался одного из апостолов. Оказалось, что фигура апостола изображена лежащей под столом. Тут нет кощунства над святынями, есть добрый, с юмором взгляд, есть понимание того, что слабое создание по имени человек может упасть, но главное – не падать духом… А еще, считает Виталий Алексеевич, необходимо создать монументальный каталог, в котором были бы собраны все значимые работы автора.

«Работы художника разлетелись по всему миру, - говорит Виталий Абрамов. - Творчество этого большого, классного, самобытного мастера сегодня остается невостребованным, оно растеклось после его смерти не только по частным коллекциям, но и по музеям, и этими работами успешно торгуют, их продают, но все-таки мне кажется, что внимание к этому достаточно самобытному художнику неадекватно этому творчеству».

«Нам исполняется три года – говорит директор МСИО Семен Кантор. - Юрию Андреевичу исполнилось бы 80, и я думаю, что этих двух причин вполне достаточно, чтобы мы постарались сделать выставку, достойную мастера, которым гордится Одесса и, как минимум, Украина».
В шести музейных залах собрана лишь примерно десятая часть творческого наследия художника. Сыну мастера, живописцу Андрею Коваленко пришлось побывать у двадцати коллекционеров, чтобы показать принадлежащие им работы отца на выставке.
«Хотелось, чтобы выставка была сочная, красивая и работы на ней были сочные и классные», - устало улыбается Андр ей.

«Для меня Юрий Андреевич Коваленко навсегда останется самым тонизирующим в природе препаратом, а его работы – на десять голов превосходящими самую концентрированную тинктуру женьшеня, - резюмирует Олег Губарь. – Мы, творческие люди такого склада, как и он, не умеющие и не желающие вписаться в социум, в минуты сомнений идем на Тираспольскую, к дому, где он жил. И сомнения отступают…»

 

Мария Гудыма
Фото: Алексей Кравцов