THE MUSEUM of ODESSA MODERN ART  
 

Contacts MSIO Contacts   MSIO on FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Playbill

9 октября в Музей современного искусства Одессы пройдет открытие проекта «ТИРС»

«ТИРС» – название первого в нашей стране музея современного искусства, который был основан в Одессе, в 1990-м году, еще в... more ...

28 августа откроется выставка культового художника Александра Шевчука «Садово-парковая скульптура»

В Музее современного искусства Одессы 28 августа откроется выставка культового художника Александра Шевчука «Садово-парковая скульптура». Творчество Александра Шевчука – неотъемлемая часть... more ...
Наши в Зиммерли. Как Нортон Додж работы одесситов покупал

Вторник, 23. 08. 2011  Культура . Таймер.

Музей современного искусства Одессы стал местом проведения лекции Елены Мартынюк «Коллекция музея Зиммерли и ее одесские экспонаты». ТАЙМЕР присоединился к слушателям.
Милая молодая девушка Елена Мартынюк, ассистент куратора музея Зиммерли (США), аспирант программы «История искусства» университета Ратгерс (штат Нью-Джерси, США) попала в наш город с подачи сотрудницы Музея нонконформистского искусства в Санкт-Петербурге Лоры Кучер. Как сразу же призналась Елена, ей очень страшно было решиться выступить с лекцией именно в Одессе.

_mg_4889
_mg_4889
_mg_4897
_mg_4908
_mg_49111
_mg_4914
_mg_49151

«Я чувствую себя человеком, который прибыл на Марс, до этого увидев несколько образцов марсианской почвы, - сказала Елена. – И при этом должна прочитать марсианам лекцию о Марсе! Прошу воспринять меня как посланника, прибывшего с определенной миссией: разрушить стереотипы и построить мосты. Прошу прощения за возможные ошибки в ударениях, когда это касается фамилий художников, ведь я многие из них только читала глазами, но никогда не слышала от других…».

С ударениями у лектора и впрямь беда, но можно же было заранее проговорить неизвестные фамилии с той же Лорой Кучер, с дирекцией МСИО. Волнение, видимо, помешало додуматься до такой простой вещи. Волнение юной ученой леди можно понять: в Одессу она приехала впервые, до университета Ратгерс обучалась в Киево-Могилянской академии, а сейчас ей предстоит затронуть в беседе события, непосредственными участникам которых являются присутствующие в зале маститые художники.

Рассказывать о формировании самой большой в мире коллекции советского нонконформистского искусства, собранной в 1960-1980-е годы Нортоном Доджем и переданной на хранение в музей Зиммерли при университете Ратгерс в присутствии, например, известного нонконформиста, заслуженного художника Украины Виктора Маринюка, действительно оказалось непросто.

Впрочем, Елена Мартынюк сразу же кротко заметила, что примет к сведению любые уточнения. «Как все это было», конечно же, лучше знать участникам событий. А вот почему в каталоге музея Зиммерли не указаны работы Маринюка, приобретенные в свое время Нортоном Доджем? Вероятно, они так пришлись по нраву коллекционеру, что он оставил их у себя дома, не передавая в музей, - сошлись во мнении присутствующие. Правда, есть еще вероятность, что они вошли в обменный фонд и попали к другому собирателю, но это уж слишком грустное предположение, ведь присутствовать в коллекции Доджа хотя бы одной работой по-прежнему престижно. Это он фактически открыл Западу советское неофициальное искусство, имеющее смелость противостоять официальному. Собирал работы, посвященные темам политики, религии, эротики, или же просто принадлежащие к стилям, отличным от соцреализма: абстракционизму, сюрреализму.
Сегодня приходится слышать, что приобретал коллекционер эти работы не за большие деньги. Но почему должно было быть иначе? Он делал это не для собственного удовольствия (и сейчас далеко не каждым таким произведением захочется украсить интерьер), занимался альтруизмом, вовсе не будучи сказочным богачом. Нортон Таунсенд Додж — известный американский экономист и коллекционер, учился в колледже Дип Спрингс (Калифорния), является доктором философии Гарвардского университета, преподавал в Мэрилендском университете. В качестве советолога и специалиста по советской экономике часто бывал в СССР.

«Нортон защитил 900-страничную диссертацию в Гарварде о советской тракторной промышленности, – рассказывает лектор. – А потом создал труд о роли женщин в советской экономике. Надо сказать, в 50-х американские женщины в основном занимались домом и детьми, активность советских тружениц казалась американцам удивительной. Случайно попав на андеграундную выставку, он приобрел первый экспонат своего собрания: картину Льва Кропивницкого «Межгалактическая логика», написанную в 1960 году. Автор незадолго перед этим вернулся из лагерей, это была его первая созданная на свободе абстрактная работа…».
Кроме собственно исследовательской работы, совместно с супругой Нэнси, Додж покупал, переправлял на Запад, организовывал выставки и издавал каталоги произведений представителей советского неофициального искусства, спасая их от уничтожения и забвения. Коллекция Нортона Доджа насчитывает около 20000 произведений более 1000 художников. Наиболее полно представлены работы ленинградской школы неофициального искусства, московского концептуализма (где, кстати, славно потрудилось немало одесситов).
«Название известной работы художника Ильи Кабакова звучит так: «В будущее возьмут не всех», – продолжает свой рассказ Елена. – Так вот, Нортон брал всех. Он скупал работы неофициальных художников Средней Азии, Украины, Белоруссии, Молдавии, России, Грузии. Его интересы обслуживал круг посредников, работы вывозились порой загадочными способами».
Сейчас бодрый американец (год рождения Доджа – 1927-й, по меткому выражению одного из художников, внешне он вылитый Индиана Джонс в старости) во всех интервью уходит от подробностей, давая понимать, что помогали ему сотрудники посольств. Как всегда, самое интригующее скрыто от внимания общественности… Коллекционер грустит, что так и не пообщался лично с украинскими художниками – так пусть приезжает к нам, раздаются возгласы из зала, пора бы и познакомиться! Додж основную часть своего собрания составил до 1985 года, считая, что перестройка облегчила жизнь неофициальных художников, но отдельные работы продолжал приобретать и в более позднее время.
Елена переходит к одесской части коллекции Доджа: Александр Ануфриев, Валерий Басанец, Людмила Ястреб, Люсьен Дульфан, Александр Ройтбурд… Мелькают кадры с репродукциями работ, современными интерьерами музея Зиммерли. И вдруг понимаешь: количество одаренных одесских художников невероятно велико, ни одна, даже самая богатая коллекция не способна отразить одесское искусство, пусть даже только неофициальное, достаточно полно. Волнуются живые классики (Сергей Савченко, Олег Волошинов, Виктор Маринюк и многие, многие другие), у каждого своя правда, каждый обладает своей версией по поводу событий 1959-го, 1960-го, 1967-го, страсти накаляются… Есть что вспомнить: уличные акции, квартирные выставки, споры об искусстве, внимание органов госбезопасности (а как же, мыслили-то нестандартно!)…

«Сегодня состоялась знаковая встреча, – резюмирует директор МСИО Семен Кантор. – Только совместными усилиями мы сможем создать историю художественной Одессы не однобокую, а глубокую».
Трудно не согласиться!

Мария Гудыма
Фото: Петр Катин