Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Вторая гастроль Давида Бурлюка

В Музее современного искусства Одессы с 18.04.17 по 30.05.17 состоится выставка, посвященная творчеству великого Давида Бурлюка. С 15 по... далее ...
Зал 3. Вторая волна Одесского авангарда. Квартирные выставки нонконформистов 70-х годов.

В 60 е годы молодые авторы, исповедовавшие чуждые партийным искусствоведам формы живописи, вошли в прямое столкновение с советским официозом. Драматические обстоятельства жизни и творчества этих художников позволяют воспринимать их деятельность как преодоление искусственного существования в культурной амнезии идеологизированного замкнутого пространства.

«Фото Одесских художников. 1980г. Самиздат. Тираж 50 комплектов.»
«Фото Одесских художников. 1980г. Самиздат. Тираж 50 комплектов.»

«Фото Одесских художников. 1980г. Самиздат. Тираж 50 комплектов.»
«Квартирная выставка.Реконструкция.Фрагмент зала.»
«Хаты над водой»
«Весна»
«Пляж»
«Учитель     »
«Весна  »
«Старуха у дома»
«Рита »
«Пейзаж с кипарисами »
«В память Л.Ястреб»
«Желтый дом »
<<  Страница 1/4  >>

Именно тогда Людмила Ястреб, Александр Ануфриев, Валерий Басанец, Виктор Mаринюк,  Руслан Макоев, Владимир Наумец, Владимир Стрельников, Александр Стовбур, Станислав Сычев и Валентин Хрущ, объединенные общими интересами, "сколотили" кружок единомышленников. В дальнейшем, к уже сложившейся группе художников примкнули Олег Волошинов, Владимир Цюпко, Евгений Рахманин и Николай Степанов.
Существенная аполитичность (особенно на этапе зарождения) отличала Одесский андеграунд. Высшим критерием оценки работы являлись изысканность художественного языка, оригинальность композиции, цветовая и световая выразительность.
Конечно, многое, из того, что было создано одесскими нонконформистами, уже было разработано их великими предшественниками -модернистами, как на Западе, так и в России (в самой Одессе, в том числе) в начале века. Однако, информационный вакуум не позволил одесситам воспользоваться этими открытиями и вынудил их пройти путь самостоятельно, создавая свой варирант модернизма, а талант и Одесса предопределили их индивидуальность. Для них (и всей страны), отрезанных от мирового художественного процесса, это творчество было авангардным. Так возникла «вторая волна одесского авангарда».
Путь в официальные выставочные залы таким художникам был крайне затруднен. Выход из сложившейся ситуации был найден в акциях "квартирных выставок".
Период особой активности пришелся на 1974-75 годы. Одновременно шли выставки на квартирах художников В. Маринюка и Л. Ястреб, В. Хруща, О. Волошинова, В.Рисовича. Благодаря жене художника Александра Ануфриева Рите, ее шарму и энергетике, их коммуналка в доме на Осипова угол Чичерина стала для художников одесского андеграунда неформальным центром - чем-то вроде московской квартиры Бриков-Маяковского.
Свои дома для показа коллекций также предоставляли друзьям - художникам собиратели В. Асриев, Великановы, В. Сальников, Е. Суслов и др. Квартира Владимира Асриева, в то время музыканта, была одним из самых популярных "выставочных залов". В большой комнате с высокими стенами (больше 4,5 м) и эркером удавалось развесить громадное количество работ. Вероятно, особую пикантность таким выставкам придавало расположение квартиры В. Асриева на ул. Бебеля рядом с КГБ.
В квартирных выставках принимали участие практически все одесские художники, у которых были произведения, не укладывавшиеся в советские нормы (а уместиться в них талантливому и честному человеку было невозможно), вне зависимости от членства в Союзе художников. Все знали, что очередной член Союза участвует в таких мероприятиях (что было запрещено Уставом), но делали вид, что проблемы нет, и шли в гости к Ануфриеву или Асриеву. Такова Одесса!!!
Основными участниками квартирных выставок были, конечно, художники из группы нонконформистов, названные так Людмилой Ястреб. Сама Людмила демонстрировала свои эксперименты со светом и трансформацией формы. В работах ее мужа В.Маринюка минимализм тем и сюжетов сочетался с цветовыми акцентами и диссонансами. В.Стрельников развивал идеи "городского" искусства. Постоянно выставлялись уже популярный, непредсказуемо разносторонний В. Хрущ; экспрессионистски философичный С. Сычев; экспериментирующий А.Ануфриев; создатель эмоциональных супрематических полотен А.Стовбур; совмещавший абстракцию и народное мировосприятие Владимир Цюпко; творец непостижимых миров Евгений Рахманин; тонкий и изысканный Валерий Басанец. Участвовали в квартирных выставках фантаст и колорист Руслан Макоев, прекрасный художник и скульптор Николай Степанов и светлый, гармоничный романтик Олег Волошинов. Демонстрировал свои разработки знаков и символов Владимир Наумец.
В квартирных выставках часто принимали участие Андрей Антонюк Александр Дмитриев, Валентин Мацкевич и др. К сожалению, редко появлялись экспрессивные работы уже больной Анны Зильберман.
Особенное место в квартирных выставках принадлежало Олегу Соколову, он был первым (в советское время) одесским абстракционистом, учителем и камертоном отношения к искусству для многих одесских художников.
Выставки в квартирах и мастерских не были закрытыми показами "для своих". Это были именно выставки: со сплошной, "ковровой" развеской, с участием множества авторов; двери были открыты, а внутри полно посетителей. Постоянно звучала музыка, обычно джазовая, лежали чудом добытые западные журналы и альбомы по искусству. Кроме собственно выставок для поддержки художников проводились художественные лотереи. Каждый приходивший в гости давал по 10рублей, а затем, собрав 500 рублей, разыгрывали 10 работ.
Эти встречи стали живыми культурными центрами своего времени, отсюда пошли новые творческие импульсы и течения, будущие коллекции и галереи.