Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Реальная виртуальность

С 3 по 26 ноября 2017 года в МСИО будет представлена выставка произведений Олега Куцкого «Реальная виртуальность». Количество наград от различных... далее ...
Зал 3. Вторая волна Одесского авангарда. Квартирные выставки нонконформистов 70-х годов.

В 60 е годы молодые авторы, исповедовавшие чуждые партийным искусствоведам формы живописи, вошли в прямое столкновение с советским официозом. Драматические обстоятельства жизни и творчества этих художников позволяют воспринимать их деятельность как преодоление искусственного существования в культурной амнезии идеологизированного замкнутого пространства.

«Желтый дом »
«Желтый дом »Валерий Басанец , 49х69, 1966, картон/масло

«Фото Одесских художников. 1980г. Самиздат. Тираж 50 комплектов.»
«Квартирная выставка.Реконструкция.Фрагмент зала.»
«Хаты над водой»
«Весна»
«Пляж»
«Учитель     »
«Весна  »
«Старуха у дома»
«Рита »
«Пейзаж с кипарисами »
«В память Л.Ястреб»
«Желтый дом »
<<  Страница 1/4  >>

Именно тогда Людмила Ястреб, Александр Ануфриев, Валерий Басанец, Виктор Mаринюк,  Руслан Макоев, Владимир Наумец, Владимир Стрельников, Александр Стовбур, Станислав Сычев и Валентин Хрущ, объединенные общими интересами, "сколотили" кружок единомышленников. В дальнейшем, к уже сложившейся группе художников примкнули Олег Волошинов, Владимир Цюпко, Евгений Рахманин и Николай Степанов.
Существенная аполитичность (особенно на этапе зарождения) отличала Одесский андеграунд. Высшим критерием оценки работы являлись изысканность художественного языка, оригинальность композиции, цветовая и световая выразительность.
Конечно, многое, из того, что было создано одесскими нонконформистами, уже было разработано их великими предшественниками -модернистами, как на Западе, так и в России (в самой Одессе, в том числе) в начале века. Однако, информационный вакуум не позволил одесситам воспользоваться этими открытиями и вынудил их пройти путь самостоятельно, создавая свой варирант модернизма, а талант и Одесса предопределили их индивидуальность. Для них (и всей страны), отрезанных от мирового художественного процесса, это творчество было авангардным. Так возникла «вторая волна одесского авангарда».
Путь в официальные выставочные залы таким художникам был крайне затруднен. Выход из сложившейся ситуации был найден в акциях "квартирных выставок".
Период особой активности пришелся на 1974-75 годы. Одновременно шли выставки на квартирах художников В. Маринюка и Л. Ястреб, В. Хруща, О. Волошинова, В.Рисовича. Благодаря жене художника Александра Ануфриева Рите, ее шарму и энергетике, их коммуналка в доме на Осипова угол Чичерина стала для художников одесского андеграунда неформальным центром - чем-то вроде московской квартиры Бриков-Маяковского.
Свои дома для показа коллекций также предоставляли друзьям - художникам собиратели В. Асриев, Великановы, В. Сальников, Е. Суслов и др. Квартира Владимира Асриева, в то время музыканта, была одним из самых популярных "выставочных залов". В большой комнате с высокими стенами (больше 4,5 м) и эркером удавалось развесить громадное количество работ. Вероятно, особую пикантность таким выставкам придавало расположение квартиры В. Асриева на ул. Бебеля рядом с КГБ.
В квартирных выставках принимали участие практически все одесские художники, у которых были произведения, не укладывавшиеся в советские нормы (а уместиться в них талантливому и честному человеку было невозможно), вне зависимости от членства в Союзе художников. Все знали, что очередной член Союза участвует в таких мероприятиях (что было запрещено Уставом), но делали вид, что проблемы нет, и шли в гости к Ануфриеву или Асриеву. Такова Одесса!!!
Основными участниками квартирных выставок были, конечно, художники из группы нонконформистов, названные так Людмилой Ястреб. Сама Людмила демонстрировала свои эксперименты со светом и трансформацией формы. В работах ее мужа В.Маринюка минимализм тем и сюжетов сочетался с цветовыми акцентами и диссонансами. В.Стрельников развивал идеи "городского" искусства. Постоянно выставлялись уже популярный, непредсказуемо разносторонний В. Хрущ; экспрессионистски философичный С. Сычев; экспериментирующий А.Ануфриев; создатель эмоциональных супрематических полотен А.Стовбур; совмещавший абстракцию и народное мировосприятие Владимир Цюпко; творец непостижимых миров Евгений Рахманин; тонкий и изысканный Валерий Басанец. Участвовали в квартирных выставках фантаст и колорист Руслан Макоев, прекрасный художник и скульптор Николай Степанов и светлый, гармоничный романтик Олег Волошинов. Демонстрировал свои разработки знаков и символов Владимир Наумец.
В квартирных выставках часто принимали участие Андрей Антонюк Александр Дмитриев, Валентин Мацкевич и др. К сожалению, редко появлялись экспрессивные работы уже больной Анны Зильберман.
Особенное место в квартирных выставках принадлежало Олегу Соколову, он был первым (в советское время) одесским абстракционистом, учителем и камертоном отношения к искусству для многих одесских художников.
Выставки в квартирах и мастерских не были закрытыми показами "для своих". Это были именно выставки: со сплошной, "ковровой" развеской, с участием множества авторов; двери были открыты, а внутри полно посетителей. Постоянно звучала музыка, обычно джазовая, лежали чудом добытые западные журналы и альбомы по искусству. Кроме собственно выставок для поддержки художников проводились художественные лотереи. Каждый приходивший в гости давал по 10рублей, а затем, собрав 500 рублей, разыгрывали 10 работ.
Эти встречи стали живыми культурными центрами своего времени, отсюда пошли новые творческие импульсы и течения, будущие коллекции и галереи.