Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Элина Малыгина. Egomorphosis

14 января в Музее современного искусства Одессы открывается выставка художника из Латвии Элины Малыгиной «Egomorphosis». Элина в последние годы достаточно успешно... далее ...
Зал 4. Возникновение Одесской школы живописи и ее лидер Юрий Егоров.

В 60-х годах официальное жизнелюбие и партийный оптимизм совпали с реальным настроением значительной части советского общества. Был создан романтический миф о «новых советских людях» сильных, смелых и тонких, символами которых стали ЭВМ, альпинизм и гитара. Подобные персонажи стали героями произведений художников позднего соцреализма. Они были далеки от действительности, но внушали «уверенность в завтрашнем дне». Одновременно в искусстве возник интерес к суровой непарадной «жизни простых людей» - строителей, солдат или крестьян.

Фрагмент интерьера зала 4
Фрагмент интерьера зала 4

Фрагмент интерьера зала 4
«Этюд, Портрет художника А.Б.Фрейдина»
«Фрукты осенью»
«Утро в сентябре»
«Море парус»
«Женщина у моря»
«Экология»
«Лондонский натюрморт»
«Водное поло» эск.гобелена
Из серии «Знаки зодиака»
<<  Страница 1/2  >>

Синтез таких идей привел к возникновению в советской живописи так называемого «сурового стиля». Этот стиль оказался необходим советскому обществу, поэтому был быстро принят наиболее прогрессивной частью партийной администрации и занял в СССР лидирующее положение.
Одним из первых в Одессе обратился к «суровому» стилю, особенно к его романтической составляющей, Александр Ацманчук. Для повышения выразительности своих произведений художник использовал найденные им различные приемы усиления цветовых отношений. Его работы становились все более экспрессивными и динамичными, как представленный в экспозиции Музея «Портрет художника А.Б. Фрейдина. Этюд» (1962). Такие произведения не вписывались в стремительно устаревавшие догматы, чем вызывали резкую критику. К счастью, высокий профессионализм и непререкаемый авторитет художника, не давали травле развернуться в полной мере.
Психологическая углубленность образов и внутренний драматизм сюжета лежат в основе работ Александра Фрейдина, талантливого ученика и товарища А. Ацманчука. Колорит произведений, выполненных в «суровом стиле», основан на сочетании сдержанных по цвету больших масс, почти локальных, цветовых пятен. В экспозиции МСИО, наряду с другими картинами художника, представлен первый вариант программной работы А.Фрейдина «Вы с нами, вы с нами, хоть нет вас в колоннах…». Экспонирование этой картины в 1974 году было резко осуждено культурными надзирателями, ранее успешный художник был практически отлучен от публичной деятельности, оставшиеся годы был не востребован и работал «для себя».
Увлечение стилистикой и социальными идеями «сурового стиля» было характерно для большинства одесских художников. Особенно сильное влияние эта школа оказала на авторов, учившихся в Москве и Ленинграде. Так Юрий Егоров, приехав после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и легендарной «Мухинки» в Одессу, писал изможденных, но уверенных в светлом будущем, «солдат Октября» и уставших «Водолазов». Другой Юрий – Коваленко, после Ленинградского института театра, музыки и кинематографии писал суровые пейзажи великой северной столицы и портреты трудолюбивых жителей глубинки. И только, через какое-то время одесский дух смягчил их виденье мира.
В 60-е годы в Одессу переехал Валерий Гегамян, который принес в одесскую живопись традиционный кавказский экспрессионизм, близкий к фовизму.
Среди более молодых авторов (хотя разница в возрасте «стариков» и «молодых» не превышала 10 лет, а начинали самостоятельно работать они почти одновременно) необходимо выделить Льва Межберга. За свое относительно короткое пребывание в Одессе (он уехал на ПМЖ в США в 1973) он успел заявить себя как один из наиболее талантливых живописцев, обладающих великолепной техникой. В 60-х Л. Межбергом был создан ряд полотен, сочетающих мощь и сосредоточенную эмоциональность «сурового стиля» с колористическими приемами постимпрессионизма. Его большое полотно «Мужество», экспонируемое в МСИО, поражает безграничным порывом и мощью чувств.
Необходимо отметить, что количество необычайно талантливых художников, почти одновременно окончивших вузы и начавших работать в Одессе в 50-60-е годы, просто поражает. Такого «отряда» хватило бы среднему европейскому государству для создания собственной истории искусств. Не зря, А.Лоза называл многих из них гигантами одесского серебряного века. Это была волна творческих людей, готовых и способных двигаться вперед, ломая всепоглощающую серость «хождения строем». Хрущевская Оттепель давала возможность реализовать накопленный потенциал.
Все вместе, они, воплощая новаторские идеи, создали в 60-70-х годах уникальное явление - Одесскую школу живописи.
Ее теоретиком и лидером стал Юрий Николаевич Егоров. Эстетика творчества Ю. Егорова еще в начале 60-х вышла за рамки, определённые соцреализмом. Стилистика «сурового стиля» оказалась для Мастера недостаточно разносторонней. Импрессионистские эксперименты с «их радостью каждому лучу солнца и моменту жизни» также не могли удовлетворить более масштабную и глубокую личность Егорова. Он искал образы, представляющие окружающий мир во всей мощи и противоречии стихий, насыщенным свободой, силой и страстью.
Символом, апологией свободы у Егорова стал образ моря. Его море - это ничем не сдерживаемый, планетарный Океан. Выгибая горизонт, он перекатывает необъятную массу вод. При всей своей мощи и гипнотической бескрайности море Егорова не пугает, а завораживает. От художника не ускользают мельчайшие нюансы в настроении водной стихии: сапфировые контрасты под ослепительно ярким солнцем, холодное серебро под свинцовыми тучами или розовое свечение под заходящими лучами. К тому же, море почти всегда идеально уравновешено окружающим пейзажем, лодкой, парусом и женскими фигурами.
Совсем другие мысли и чувства возникают при виде натюрмортов Юрия Егорова. Это своеобразный микрокосмос, сотворенный художником. Так рядом с вазой, неизвестно откуда, появляется конус, пересеченный стрелами и обычный натюрморт приобретает метафизический ритм и философское звучание.
Это очень важная особенность большинства работ Егорова – они сделаны для достижения Цели. Всегда чётко выделено главное: солнечные фрукты, отблеск солнца, вертикаль женских фигур, почти мистические геометрические знаки и объемы, материализующие Идею автора.
Многогранный талант мастера нашёл своё воплощение в разнообразных направлениях творчества. Он успешно занимался витражами, гобеленами, создавал эскизы скульптурных и архитектурных объектов. Гобелен "Экология", выполненный по эскизу Егорова его супругой, поражает чистотой и пластичностью образа. Композиция легка и изыскана: рыбы и птицы, волны и стрелы в пространстве Океана, как символы Планеты, которую защищают две ладони на фоне звезд.
Сегодня становится очевидным масштаб явления в истории искусства под именем Юрий Егоров. Он не только создал свою эстетику, но и сформулировал теоретические основы новой Одесской живописной школы, привил эти взгляды своим многочисленным ученикам и последователям.
Сам Ю.Егоров так определял основные компоненты Одесской школы: «…Во-первых, наличие традиции... у нас есть предшественники - те, кто преломил в своём творчестве импрессионизм... Во-вторых, переклички с французской школой живописи... Третье - живые ощущения от Одессы с её воздухом, обликом и настроением».
Настроение... Его создают выразительные, гармоничные формы, идеально закомпонованные в пространстве холста, а также особенный, южный колорит.
Лиричность непосредственного восприятия, избегающая драматизма. Сила эмоций выражена не экспрессивно, а напротив, используются тончайшие тональные соотношения, избегающие контраста. Яркости одесситы предпочитают тонкость.
Цельность формы - каким бы трансформациям она не подвергалась форма никогда не теряет своей устойчивости, сохраняясь не дробимой.
Изобразительность - определяющее качество одесской живописи. Предметный мир у одесситов отличается зрелостью: форма, цвет, фактура как единое целое.
Лев Межберг считал, что Ю. Егоров «…один из немногих художников, который заглянул в ХХI век и, конечно, он больше новатор, чем тысячи современных марателей холстов». Сам же Л. Межберг, испытав на начальном этапе творчества, как многие, влияние Ю.Егорова, в дальнейшем расширил диапазон стилистики Одесской школы.
Роль Ю.Егорова в развитии одесского авангарда, также уникальна. В 60-х - 70-х годах духовная и моральная поддержка Мастера помогла молодым художникам-нонконформистам выдержать прессинг со стороны властей. Он создал критерии оценки собственного пути в творчестве, которые уже для нескольких поколений живописцев служат ориентиром в поисках истины.