Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Элина Малыгина. Egomorphosis

14 января в Музее современного искусства Одессы открывается выставка художника из Латвии Элины Малыгиной «Egomorphosis». Элина в последние годы достаточно успешно... далее ...
Зал 6. Модернизм после нонконформизма. Свобода и поиски.

В начале 80-х необходимость нонконформизма, как борьбы за право художника выбирать собственный путь в творчестве, отпала. Модернизм (цель, к которой стремились одесские нонконформисты) перестал быть у партийных идеологов бранным словом. Его не поощряли, но уже терпели. Информация об этом важнейшем направлении искусства ХХ века стала существенно доступнее и шире. «Перестройка», а затем обретение Украиной государственной независимости, поставили точку в попытках властей влиять на творчество художников. Модернизм победил!

Фрагмент интерьера зала 6
Фрагмент интерьера зала 6

Фрагмент интерьера зала 6
«Уикенд»
«Оранжевый синдром   »
«Структура Одессы (триптих)»
«Трельяж (триптих)»
« Клоун»
«The dance on the glass»
«Композиция с желтым кругом»
«Роксолана»
« Кольорові глечики №1»
<<  Страница 1/2  >>

К моменту развала Империи, оставшиеся в Одессе представители авангарда 60-70-х, превратились в самодостаточных художников - модернистов. Получив долгожданную свободу творчества у них не было сомнений, что делать дальше. Каждый пошел своей дорогой, найденной и осознанной.
Рассматривая живописные полотна Сергея Савченко, можно говорить о некоем ярком и светлом "абстрактном импрессионизме". Экспрессия работ Владимира Цюпко сочетается с их достаточно точной и уравновешенной формой. Не менее продуманы произведения Александра Стовбура, привлекающие внимание завершённой и строгой гармонией. Колористические поиски привели Виктора Маринюка к изысканному эстетизму максимально обобщенных символов. Тончайшие нюансы цвета, рафинированность формы выделяют произведения Валерия Басанца.
Евгений Рахманин, один из наиболее экспрессивных и драматичных одесских мастеров, выделяется своими символическими всадниками, тревожными пейзажами и напряженно сосредоточенными абстракциями.
Светлые и эмоционально-позитивные работы Олега Волошинова погружают зрителя в героику и философскую созерцательность жизни. Максимально абстрагируясь от конкретики, автор максимально отходит от повествовательной живописи.
Мощные и яркие модернистские приемы проявились в конце ХХ века в творчестве следующих поколений одесских художников, не принимавших участия в нонконформистском движении.
Яркая и светлая живопись Валентина Филипенко празднична и легка, будь то осенний пейзаж или женский портрет. Солнечные лучи освещают его произведения и, одновременно, излучаются ими. Сочетание в творчестве Николая Прокопенко конструктивизма и фольклора на одесской почве дали поразительные результаты. Мощные, эмоциональные работы Серафима Чаркина ближе к произведениям постимпрессионистов, с их четким и обобщенным выявлением формы. Однако, и этот автор остается верен Одесской школе модернизма, упиваясь теплыми (а, точнее, горячими) красками.
Однако, аннигиляция идеологических шор привела к критике еще недавно самого «святого» и прогрессивного – самого модернизма! Для молодого креативного и образованного поколения желание (и уверенность в возможности) преобразовать окружающий мир при помощи искусства стали смешны. Мир стал сложен. Как стали сложными и многогранными цели искусства и используемые им средства.
Многие, самые радикальные и смелые, ринулись за ироничным постмодернизмом. Менее решительные попытались решить проблему, привив модернизму новые гены.
Прежде всего это коснулось применяемых изобразительных средств- например, стал общепринятым коллаж. Применение в живописном произведении совсем неэстетичных деталей быта или техники впустило в утонченный рафинированный мир живописи массовую реальность.
Ольга Котова, создавая инсталляции из элементов старой мебели, почти антикварных предметов и классических картин, смогла передать романтическую, чисто модернистскую тоску по утраченным культуре и гуманистическим идеалам.
Творчество Вадима Гринберга стало следующим этапом развития одесской абстракции. Среди одесских художников он первый заменил холст на анодированный металл, превратив свои произведения в своеобразный коллаж, где красочный слой и металлическая основа являются самостоятельными элементами картины. Этот прием придал работам загадочную глубину параллельного зеркального мира и стремительный блеск фантастической машины, увеличив спектр аллюзий и ассоциаций, возникающих у зрителя.
Потребность в усложнении вкладываемых в произведение идей, стремление создать нечто большее, чем просто «красивую» композицию стало тем перекрестком, после которого начали существенно расходиться пути творчества одесских художников. Через некоторое время всё более усложненные символами и подтекстами работы Игоря Варешкина, Оксаны Мась, Олега Недошитко и других современных модернистов стали качественно отличаться от (почти серийных) пейзажей, натюрмортов и ню.