Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Вторая гастроль Давида Бурлюка

В Музее современного искусства Одессы с 18.04.17 по 30.05.17 состоится выставка, посвященная творчеству великого Давида Бурлюка. С 15 по... далее ...
Зал 8. Между «Холодным» и «Горячим»

Новые течения в одесском искусстве удобно размещаютс­я в пространст­ве между двумя условными полюсами - "Холодным"­ и "Горячим". Миграции то к одному, то к другому, во многом определяют­ специфику его развития на протяжении­ последних тридцати лет.

В начале 80-х в Одессе формируется поколение художников (Сергей Ануфриев, Леонид Войцехов, Юрий Лейдерман, Светлана Мартынчик и Игорь Степин (в будущем «Мартынчики»), Людмила Скрипкина и Олег Петренко («Перцы»), Лариса Резун-Звездочетова, Игорь Чацкин, и другие), тяготеющих к концептуальному искусству. Их непосредственными историческими предшественниками были выдающиеся представители одесского модернизма – Валентин Хрущ и Владимир Наумец.
Молодые художники -концептуалисты стали говорить о произведении искусства как, прежде всего, о жесте в пространстве культуры. Одесса «прониклась» концептуальным искусством в основном благодаря контактам с Москвой, где в 70-х сложился круг авторов, чье творчество получило определение «московский романтический концептуализм». Как и в случае с московскими «старшими собратьями», творчество «одесских концептуалистов» развивалось в русле неофициального искусства, продолжая традицию одесского нон-конформизма 70-х. Местом презентации их работ были «квартирные выставки», акции в публичных пространствах носили несанкционированный характер.
В отличие от москвичей, одесситы были продуктом не академической среды, а андерграундной. Их творчество тесно связано с неформальными течениями молодежной культуры 1980-х, от панка до new wave. О оно создавалось в ситуации «культурной изоляции», постоянного давления со стороны окружающего монолитного Советского Мира, исключавшей возможность обмена с миром «внешним» и побуждавшей к выработке собственных средств интеллектуального выживания. Одним из таких средств стало обращение к воображаемому «миру современного искусства Запада» - миру идеализированному и, во многом, придуманному. Многие работы одесских концептуалистов были продуктом грез об этом «идеальном» мире и выражали стремление увидеть свою собственную ситуацию, свое культурное пространство глазами внешнего наблюдателя и определить свое «объективное» местоположение в этом воображаемом мире. Подпиткой этим грезам, помимо репродукций, служили «слухи о концептуализме», обрывки информации об актуальных течениях в западном искусстве, преимущественно московского происхождения. Их основным поставщиком был Сергей Ануфриев, один из лидеров группы, активно «курсировавший» в первой половине 80-х между Одессой и Москвой.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
«Ветеран»
«No Third Way»
«Уверенно шагая в мир грядущий»
«Петр Первый. Одесса»
«Политическое завещание»
«Упоение властью»
«Порятунок  утопающих-справа рук самих утопающих»
«Из серии "Белка" "С сестрой"»
<<  Страница 1/2  >>

Принимая во внимание то, что «московский романтический концептуализм» - версия, весьма далеко отстоящая от «классического» концептуализма - другой концептуализм; «одесская версия» в историческом контексте выглядит как совсем другой концептуализм. Это искусство чуждое социального пафоса, по-одесски витальное и ироничное, «неряшливое» и слегка ребяческое…
Тем не менее, при всей специфичности этого художественного явления, очевидно, что в творчестве наиболее последовательных представителей одесского «концептуалистского круга» отчетливо проступают черты собственно концептуалистского образа художественного мышления – прежде всего, понимание искусства как исследования, как деятельности, состоящей в изучении порождения смысла в культуре. В конце 80-х годов большая часть этих художников переезжает в Москву, где концептуалистская «археология смыслов» становится к тому времени уже доминирующим «стилем».
В конце 80-х формируется группа молодых одесских художников, которые образуют своеобразную оппозицию концептуалистам: Сергей Лыков, Елена Некрасова, Александр Ройтбурд, Василий Рябченко и другие. Существуя в контексте «украинского трансавангардного необарокко», они ориентировались на интернациональный живописный трансавангард. Для их живописи был характерен ироничный историцизм, квазимифологичность в сочетании с эстетикой украинского барокко XYIII века.
К началу 90-х годов, в период «русского бума» в Москве, этих художников маркируют как представителей «новой украинской волны». Зачинателями «волны» стали киевские художники, взрастившие новое искусство на почве, опустошенной длительным и практически безраздельным господством соцреализма. Однако, в отличие от Киева, Одесса имела свою собственную, достаточно автономную от официального искусства, пластическую традицию. И если у киевлян «Новая поэтика» была связана с превышением пластики, то у их одесских коллег она не столько убивала старую пластику, сколько рождала себе от нее иную, Новую Пластику. Многие критики расценивали это течение как плодотворную альтернативу холодноватому московскому постконцептуализму и быстро теряющему актуальность соц-арту, описывая его как «горячее», «необарочно- живописное», «чувственное» и указывая на связь с традициями одесского художественного менталитета.
Выставки этой группы художников стали знаковыми событиями в культурной жизни Одессы. В отличие от одесских концептуалистов, слившихся с московским художественным сообществом, они предприняли попытку заявить о себе как о национальном феномене, одновременно отождествляя свои поиски с общеевропейскими тенденциями. «Украинские трансавангардисты» были достаточно успешны и на московском художественном рынке, где к тому времени уже функционировал ряд независимых галерей, способных продавать «новую украинскую живопись».
В начале 90-х в Одессе начался процесс институциализации андерграундных течений. Центр современного искусства «Тирс» (куратор – М. Жаркова) и возникшая на его базе ассоциация «Новое искусство» (кураторы – А. Ройтбурд и М. Рашковецкий), лига «Уровень 14» (куратор – Ута Кильтер) стимулировали необычайно быструю и интенсивную экспансию не традиционных для Одессы видов современного искусства: объектов, инсталляций, видеоинсталляций, перформансов.
90-е в Одессе – это по-ренессансному безудержная уверенность в своих силах и возможностях, веселый энтузиазм и оптимизм. Это попытка коренной реконструкции местной социо-культурной ситуации посредством нового искусства. Громко заявляет о себе целая плеяда молодых одесских художников, представителей «поколения 90-х»: Анатолий Ганкевич и Олег Мигас, Дмитрий Дульфан, Андрей Казанджий, Глеб Катчук, Эдуард Колодий, Мирослав Кульчицкий и Вадим Чекорский, группа «Общее состояние» (Вадим Бондаренко, Игорь Гусев, Юлия Депешмод), Филип Перловский и другие. В этот же период в Одессе продолжают активно работать и представители старшего поколения, следующие «ренессансному» тренду – Александр Лисовский, Сергей Лыков, Дмитрий Орешников, Александр Ройтбурд, Василий Рябченко, Зоя Сокол, Александр Шевчук.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Фрагмент экспозиции
«Происшествие в лесу (диптих)»
«Происшествие в лесу (диптих)»
«Происшествие в лесу (объект )»
«Происшествие в лесу 2»
«Теплая ночь»
«Автопортрет»
«Караваджо и театр Но. Сон Надзикоро.»
«Без названия»
«По образу и подобию»
<<  Страница 1/2  >>

В 1994-96 гг. состоялись легендарные кураторские выставочные проекты (кураторы М. Рашковецкий, А. Ройтбурд, Е. Михайловская, М. Кульчицкий и В. Чекорский, В. Беспрозванный), которые получили известность далеко за пределами Одессы. Прошедшие выставки во многом определили лицо этого периода и подготовили почву для учреждения в 1997 году в Одессе Центра современного искусства Сороса (с 1999 – ЦСИ-Одесса) – институции, сыгравшей ключевую роль в одесском художественном процессе второй половины 90-х – начала 00-х.
К середине 1990-х в одесском искусстве наступает кризис – постмодернистские практики в значительной мере себя исчерпывают. Хотя художники по-прежнему акцентируют внимание на реконструкции культурных мифов, местных стереотипах и самоценности эстетического продукта, именно в этот «противоречивый» период была заложена основа для возникновения новых художественных подходов. «Черноземом» для молодого поколения становятся элементы «новой» постсоветской реальности - домашние видеокамеры, спутниковое телевидение, видео- и аудиопродукция, мобильные телефоны, интернет, фаст-фуды, супермаркеты, глянцевые журналы и рекламные слоганы. Молодое поколение начинает активно работать с актуальной поп-культурой, переосмысливая концептуалистский опыт предшествующих десятилетий. Актуализируется роль контекста, «взаимоотношений в среде аудитории», социальных аспектов личного опыта художника. Искусство становится более «открытым», медиальным.
Наиболее ярко неоконцептуальная («контекстуальная») тенденция второй половины 90-х – начала 00-х, охарактеризованная художественной критикой как «холодная», «нон-спектакулярная», отличающаяся превалированием контекстуальных значений над «текстовыми», проявилась в творчестве таких художников, как Игорь Гусев, Глеб Катчук, Мирослав Кульчицкий, Андрей Москвичев, Филипп Перловский, Вадим Чекорский, Александр Шевчук.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Фрагмент экспозиции
«Тайная вечеря»
«Надо, Федя, Надо»
«Монолог»
«Царь»
«Будет вам и белка. Будет и свисток»
«Анкх»
«Я объявляю войну России. Из серии "Небесные письмена"»
«Воспоминание о прошлом»
«Курочки»
<<  Страница 1/6  >>

Продолжающаяся выставочная активность конца 90-х зафиксировала, противостояние двух основных тенденций в современном одесском искусстве– «ренессансной» («горячее») и неоконцептуальной («холодное»).
Вместе с тем, в конце 90-х в Одессе заявляет о себе группа молодых художников, «реанимирующих» живописные практики – Сергей Зарва, Владимир Кожухарь, Александр Панасенко – художников, в полной мере раскрывших свой творческий потенциал уже в следующем десятилетии. На вторую половину 1990-х приходится и период творческого становления Оксаны Мась, также вышедшей на широкую художественную сцену в 00-е. Ряд одесских художников, сформировавшихся в 1980-х – 90-х, таких как Сергей Ануфриев, Игорь Гусев, Дмитрий Дульфан, Сергей Зарва, Мирослав Кульчицкий, Юрий Лейдерман, Оксана Мась, Лариса Резун-Звездочетова, Александр Ройтбурд группа Мартынчики получают широкую международную известность – их работы выставляются на крупнейших музейных площадках мира, международных биеннале и других престижных форумах современного искусства.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Фрагмент экспозиции
«Молния»
«Почувствуйте разницу»
«Просто добавь воды»
«Бог Перун укоряет князя Владимира»
«Концептуальное евангелие.Знак света»
«Психоделическое вторжение броненосец Потемкин в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна»
«Психоделическое вторжение броненосец Потемкин в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна»
«Мы идем всюду»

Начало нового тысячелетия выдалось для одесской художественной жизни куда менее продуктивным. Здешняя художественная сцена заметно поредела и перестала нести свой привычный поток инициатив, событий и новых художников. Однако и в это время в Одессе наблюдались всплески художественной активности. В частности, заметным событием стал долгосрочный проект «Арт-рейдеры» (куратор – И. Гусев), объединивший одесских художников разных поколений, в некоторой степени предвосхитивший движение «Окупай» и ставший первым в истории искусства Одессы вторжением художников в городскую среду.
Но уже в конце 00-х появляются новые фамилии следующего поколения: Apl 315, Мария Гончар, Роман Громов, Стас Жалобнюк, Ольга Ланник, Николай Лукин, Франсуаза Оз, Богдан Перевертун, Степан Рябченко, Инна Хасилева и другие, знаменующие новый виток истории одесского искусства, в разной мере тяготеющие к его «холодному» и «горячему» полюсам.
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Фрагмент экспозиции
«Украина»
«Газовый цветочек»
«"Odnoklassniki.ru/"»
«Принцессы не какают»
«Староконный рынок.  Видеодокументация акций»
«Ленин всегда с тобой»
«Ленин всегда с тобой»
«Ленин всегда с тобой»
«Одна страна-одна песня»
<<  Страница 1/2  >>