Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Неабстрактное искусство : Михаил Палинчак

С 15 декабря 2017 по 28 января 2018 в Музее современного искусства Одессы будет представлена персональная фото-выставка... далее ...

С улицы - в музей : Алексей Салманов

15.12.2017 - 21.01.2018 Алексей Салманов – украинский художник, в своих практиках сочетающий работу с разными медиа. На протяжении последних нескольких лет... далее ...
Зал 8. Между «Холодным» и «Горячим»

Новые течения в одесском искусстве удобно размещаютс­я в пространст­ве между двумя условными полюсами - "Холодным"­ и "Горячим". Миграции то к одному, то к другому, во многом определяют­ специфику его развития на протяжении­ последних тридцати лет.

В начале 80-х в Одессе формируется поколение художников (Сергей Ануфриев, Леонид Войцехов, Юрий Лейдерман, Светлана Мартынчик и Игорь Степин (в будущем «Мартынчики»), Людмила Скрипкина и Олег Петренко («Перцы»), Лариса Резун-Звездочетова, Игорь Чацкин, и другие), тяготеющих к концептуальному искусству. Их непосредственными историческими предшественниками были выдающиеся представители одесского модернизма – Валентин Хрущ и Владимир Наумец.
Молодые художники -концептуалисты стали говорить о произведении искусства как, прежде всего, о жесте в пространстве культуры. Одесса «прониклась» концептуальным искусством в основном благодаря контактам с Москвой, где в 70-х сложился круг авторов, чье творчество получило определение «московский романтический концептуализм». Как и в случае с московскими «старшими собратьями», творчество «одесских концептуалистов» развивалось в русле неофициального искусства, продолжая традицию одесского нон-конформизма 70-х. Местом презентации их работ были «квартирные выставки», акции в публичных пространствах носили несанкционированный характер.
В отличие от москвичей, одесситы были продуктом не академической среды, а андерграундной. Их творчество тесно связано с неформальными течениями молодежной культуры 1980-х, от панка до new wave. О оно создавалось в ситуации «культурной изоляции», постоянного давления со стороны окружающего монолитного Советского Мира, исключавшей возможность обмена с миром «внешним» и побуждавшей к выработке собственных средств интеллектуального выживания. Одним из таких средств стало обращение к воображаемому «миру современного искусства Запада» - миру идеализированному и, во многом, придуманному. Многие работы одесских концептуалистов были продуктом грез об этом «идеальном» мире и выражали стремление увидеть свою собственную ситуацию, свое культурное пространство глазами внешнего наблюдателя и определить свое «объективное» местоположение в этом воображаемом мире. Подпиткой этим грезам, помимо репродукций, служили «слухи о концептуализме», обрывки информации об актуальных течениях в западном искусстве, преимущественно московского происхождения. Их основным поставщиком был Сергей Ануфриев, один из лидеров группы, активно «курсировавший» в первой половине 80-х между Одессой и Москвой.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
«Ветеран»
«No Third Way»
«Уверенно шагая в мир грядущий»
«Петр Первый. Одесса»
«Политическое завещание»
«Упоение властью»
«Порятунок  утопающих-справа рук самих утопающих»
«Из серии "Белка" "С сестрой"»
<<  Страница 1/2  >>

Принимая во внимание то, что «московский романтический концептуализм» - версия, весьма далеко отстоящая от «классического» концептуализма - другой концептуализм; «одесская версия» в историческом контексте выглядит как совсем другой концептуализм. Это искусство чуждое социального пафоса, по-одесски витальное и ироничное, «неряшливое» и слегка ребяческое…
Тем не менее, при всей специфичности этого художественного явления, очевидно, что в творчестве наиболее последовательных представителей одесского «концептуалистского круга» отчетливо проступают черты собственно концептуалистского образа художественного мышления – прежде всего, понимание искусства как исследования, как деятельности, состоящей в изучении порождения смысла в культуре. В конце 80-х годов большая часть этих художников переезжает в Москву, где концептуалистская «археология смыслов» становится к тому времени уже доминирующим «стилем».
В конце 80-х формируется группа молодых одесских художников, которые образуют своеобразную оппозицию концептуалистам: Сергей Лыков, Елена Некрасова, Александр Ройтбурд, Василий Рябченко и другие. Существуя в контексте «украинского трансавангардного необарокко», они ориентировались на интернациональный живописный трансавангард. Для их живописи был характерен ироничный историцизм, квазимифологичность в сочетании с эстетикой украинского барокко XYIII века.
К началу 90-х годов, в период «русского бума» в Москве, этих художников маркируют как представителей «новой украинской волны». Зачинателями «волны» стали киевские художники, взрастившие новое искусство на почве, опустошенной длительным и практически безраздельным господством соцреализма. Однако, в отличие от Киева, Одесса имела свою собственную, достаточно автономную от официального искусства, пластическую традицию. И если у киевлян «Новая поэтика» была связана с превышением пластики, то у их одесских коллег она не столько убивала старую пластику, сколько рождала себе от нее иную, Новую Пластику. Многие критики расценивали это течение как плодотворную альтернативу холодноватому московскому постконцептуализму и быстро теряющему актуальность соц-арту, описывая его как «горячее», «необарочно- живописное», «чувственное» и указывая на связь с традициями одесского художественного менталитета.
Выставки этой группы художников стали знаковыми событиями в культурной жизни Одессы. В отличие от одесских концептуалистов, слившихся с московским художественным сообществом, они предприняли попытку заявить о себе как о национальном феномене, одновременно отождествляя свои поиски с общеевропейскими тенденциями. «Украинские трансавангардисты» были достаточно успешны и на московском художественном рынке, где к тому времени уже функционировал ряд независимых галерей, способных продавать «новую украинскую живопись».
В начале 90-х в Одессе начался процесс институциализации андерграундных течений. Центр современного искусства «Тирс» (куратор – М. Жаркова) и возникшая на его базе ассоциация «Новое искусство» (кураторы – А. Ройтбурд и М. Рашковецкий), лига «Уровень 14» (куратор – Ута Кильтер) стимулировали необычайно быструю и интенсивную экспансию не традиционных для Одессы видов современного искусства: объектов, инсталляций, видеоинсталляций, перформансов.
90-е в Одессе – это по-ренессансному безудержная уверенность в своих силах и возможностях, веселый энтузиазм и оптимизм. Это попытка коренной реконструкции местной социо-культурной ситуации посредством нового искусства. Громко заявляет о себе целая плеяда молодых одесских художников, представителей «поколения 90-х»: Анатолий Ганкевич и Олег Мигас, Дмитрий Дульфан, Андрей Казанджий, Глеб Катчук, Эдуард Колодий, Мирослав Кульчицкий и Вадим Чекорский, группа «Общее состояние» (Вадим Бондаренко, Игорь Гусев, Юлия Депешмод), Филип Перловский и другие. В этот же период в Одессе продолжают активно работать и представители старшего поколения, следующие «ренессансному» тренду – Александр Лисовский, Сергей Лыков, Дмитрий Орешников, Александр Ройтбурд, Василий Рябченко, Зоя Сокол, Александр Шевчук.

«Теплая ночь»
«Теплая ночь»Владимир Кабаченко, 115х95, 1992, холст/масло

Фрагмент экспозиции
«Происшествие в лесу (диптих)»
«Происшествие в лесу (диптих)»
«Происшествие в лесу (объект )»
«Происшествие в лесу 2»
«Теплая ночь»
«Автопортрет»
«Караваджо и театр Но. Сон Надзикоро.»
«Без названия»
«По образу и подобию»
<<  Страница 1/2  >>

В 1994-96 гг. состоялись легендарные кураторские выставочные проекты (кураторы М. Рашковецкий, А. Ройтбурд, Е. Михайловская, М. Кульчицкий и В. Чекорский, В. Беспрозванный), которые получили известность далеко за пределами Одессы. Прошедшие выставки во многом определили лицо этого периода и подготовили почву для учреждения в 1997 году в Одессе Центра современного искусства Сороса (с 1999 – ЦСИ-Одесса) – институции, сыгравшей ключевую роль в одесском художественном процессе второй половины 90-х – начала 00-х.
К середине 1990-х в одесском искусстве наступает кризис – постмодернистские практики в значительной мере себя исчерпывают. Хотя художники по-прежнему акцентируют внимание на реконструкции культурных мифов, местных стереотипах и самоценности эстетического продукта, именно в этот «противоречивый» период была заложена основа для возникновения новых художественных подходов. «Черноземом» для молодого поколения становятся элементы «новой» постсоветской реальности - домашние видеокамеры, спутниковое телевидение, видео- и аудиопродукция, мобильные телефоны, интернет, фаст-фуды, супермаркеты, глянцевые журналы и рекламные слоганы. Молодое поколение начинает активно работать с актуальной поп-культурой, переосмысливая концептуалистский опыт предшествующих десятилетий. Актуализируется роль контекста, «взаимоотношений в среде аудитории», социальных аспектов личного опыта художника. Искусство становится более «открытым», медиальным.
Наиболее ярко неоконцептуальная («контекстуальная») тенденция второй половины 90-х – начала 00-х, охарактеризованная художественной критикой как «холодная», «нон-спектакулярная», отличающаяся превалированием контекстуальных значений над «текстовыми», проявилась в творчестве таких художников, как Игорь Гусев, Глеб Катчук, Мирослав Кульчицкий, Андрей Москвичев, Филипп Перловский, Вадим Чекорский, Александр Шевчук.

«Тайная вечеря»
«Тайная вечеря»Сергей Ануфриев, 35х22, 1985, бумага/смешанная техника

Фрагмент экспозиции
«Тайная вечеря»
«Надо, Федя, Надо»
«Монолог»
«Царь»
«Будет вам и белка. Будет и свисток»
«Анкх»
«Я объявляю войну России. Из серии "Небесные письмена"»
«Воспоминание о прошлом»
«Курочки»
<<  Страница 1/6  >>

Продолжающаяся выставочная активность конца 90-х зафиксировала, противостояние двух основных тенденций в современном одесском искусстве– «ренессансной» («горячее») и неоконцептуальной («холодное»).
Вместе с тем, в конце 90-х в Одессе заявляет о себе группа молодых художников, «реанимирующих» живописные практики – Сергей Зарва, Владимир Кожухарь, Александр Панасенко – художников, в полной мере раскрывших свой творческий потенциал уже в следующем десятилетии. На вторую половину 1990-х приходится и период творческого становления Оксаны Мась, также вышедшей на широкую художественную сцену в 00-е. Ряд одесских художников, сформировавшихся в 1980-х – 90-х, таких как Сергей Ануфриев, Игорь Гусев, Дмитрий Дульфан, Сергей Зарва, Мирослав Кульчицкий, Юрий Лейдерман, Оксана Мась, Лариса Резун-Звездочетова, Александр Ройтбурд группа Мартынчики получают широкую международную известность – их работы выставляются на крупнейших музейных площадках мира, международных биеннале и других престижных форумах современного искусства.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Фрагмент экспозиции
«Молния»
«Почувствуйте разницу»
«Просто добавь воды»
«Бог Перун укоряет князя Владимира»
«Концептуальное евангелие.Знак света»
«Психоделическое вторжение броненосец Потемкин в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна»
«Психоделическое вторжение броненосец Потемкин в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна»
«Мы идем всюду»

Начало нового тысячелетия выдалось для одесской художественной жизни куда менее продуктивным. Здешняя художественная сцена заметно поредела и перестала нести свой привычный поток инициатив, событий и новых художников. Однако и в это время в Одессе наблюдались всплески художественной активности. В частности, заметным событием стал долгосрочный проект «Арт-рейдеры» (куратор – И. Гусев), объединивший одесских художников разных поколений, в некоторой степени предвосхитивший движение «Окупай» и ставший первым в истории искусства Одессы вторжением художников в городскую среду.
Но уже в конце 00-х появляются новые фамилии следующего поколения: Apl 315, Мария Гончар, Роман Громов, Стас Жалобнюк, Ольга Ланник, Николай Лукин, Франсуаза Оз, Богдан Перевертун, Степан Рябченко, Инна Хасилева и другие, знаменующие новый виток истории одесского искусства, в разной мере тяготеющие к его «холодному» и «горячему» полюсам.
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Фрагмент экспозиции
«Украина»
«Газовый цветочек»
«"Odnoklassniki.ru/"»
«Принцессы не какают»
«Староконный рынок.  Видеодокументация акций»
«Ленин всегда с тобой»
«Ленин всегда с тобой»
«Ленин всегда с тобой»
«Одна страна-одна песня»
<<  Страница 1/2  >>