Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Реальная виртуальность

С 3 по 26 ноября 2017 года в МСИО будет представлена выставка произведений Олега Куцкого «Реальная виртуальность». Количество наград от различных... далее ...
Главная Статьи Людмила Сауленко «СЕЙЧАС И НАВСЕГДА»
Людмила Сауленко «СЕЙЧАС И НАВСЕГДА»
Заметки о творчестве Серафима Чаркина
 
Невозможно сегодня представить себе музейную и художественную жизнь нашего города без этого человека. Его обычно называют не по имени-фамилии, как заведено, а просто «Серафим». Ему досталось имя, от которого веет давней Русью, старообрядческими скитами, колокольными звонами со златоглавых маковок церквей. Он умеет спасать чужие картины и создавать свои. И если в его работе реставратора главное осторожность, максимальное приближение к чужому: краскам, технологии, живописной манере – то в своей собственной живописи он полностью свободен. Воистину вольному – воля.
Что главное в творческой индивидуальности художника Серафима Чаркина? Может быть, именно эта внутренняя свобода, которая воплощается в раскованной живописной манере, построенной в первую очередь на свободном мазке. В основе картины у него, по сути, случайный взмах кисти. Он - как взмах дирижерской палочки, с которого начинается симфония. Вглядитесь в картины «Сон» или «Модель», эти изысканные аранжировки серого тона, переведите взгляд на полотно «Ню», где та же художественная задача   осуществлена игрой холодных тонов фона и теплых карнаций женского тела - и убедитесь, что цвет может создать в картине все.
         Звучание цвета, смысловая наполненность цвета, эмоциональный камертон, создаваемый цветом -  эти, на чей-то вкус «слишком искусствоведческие» формулировки всего лишь фиксируют отличительные особенности художественного мира Серафима. Он не рассказывает, а   показывает. В портрете, названном «Арлекин», фон составляет буквально полыхающий занавес, благодаря которому образ получает эмоциональную определенность. В еще большей степени относится это к женским персонажам художника. Женщина в его картинах -  воистину лирическая тема со многими вариациями, может быть, тема самая трепетная и целомудренная. Тело трактуется им как цельная гармоническая структура, обладающая особой светоносной наполненностью формы. Поэтому закономерен уход в самоценность красочного мазка, любование его незамутненной цветоносностью. Он виртуозно работает с палитрой, изобретательно составляя сложные цвета, которые естественно ложатся потом в звонкую мозаику вещи (картина «Август»). Но через такую разработку цвета приобретается и опыт некоей дематериализации изображения, когда оно словно бы истаивает в пространстве красочного слоя. 
        Натюрморт, эта «острая беседа живописца с натурой» (Петров-Водкин) не чужд Серафиму -  но как! Цветы у него как бы вырываются из красочной массы, концентрируя ее до состояния пронзительности. О.Мандельштам писал когда-то:
                           
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени.
 
 Наш художник изображает, позволим себе сказать, «предобморочное состояние» цветов. Букет у него – взрыв цвета, мощный выброс материи. Это совсем особая тема, как и виртуозная случайность его пейзажных мотивов или оригинальность трактовки портретов.
Ему чужда повествовательность, а перечислительная интонация просто противопоказана. Если он и решает рассказать, «что и как происходило», то делает это как бы с извиняющейся улыбкой. Таковы обворожительно лукавое «Похищение Европы» и «Закохані», где действующих лиц трое, и все они равноправны, включая деловитого купидончика в тучке.
По природе своего дарования Чаркин не повествователь, а лирик. Лирика (от греческого «лиро» - пою) всегда есть чувство «здесь и сейчас». Она заявляет миру: «я чувствую», «я люблю», «я восхищаюсь» -  вот так: полной грудью, широко раскрытыми глазами, с сердцем, замирающим от любви и восхищения. Здесь, сейчас -  и навсегда.
 
                                               Людмила Сауленко, искусствовед
                                                                                   26 сентября 2008 года