Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Зона турбулентности

Спустя полстолетия после «Футурошока» Элвина Тоффлера выдающиеся менеджеры по продажам обнаружили, что мы оказались в турбулентном потоке V.U.C.A. — нестабильности,... далее ...
Главная Статьи Ута Кильтер «ВЫСТАВКА «ОДЕССА -2008» В МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Г.ОДЕССЫ КАК ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»
Ута Кильтер «ВЫСТАВКА «ОДЕССА -2008» В МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Г.ОДЕССЫ КАК ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»
Эпиграф см. к «Ревизору» Н. Гоголя

И... наконец-то музей сподобился на большую выставку! Которую давно от него ожидали: Музей ведь, Современного искусства ведь! И она получилась большая. Даже можно сказать, что и большая-большая, но не ПРЕбольшая. А некоторые даже, выучив слово «бьеннале», сразу обзывали этим словом. Нет уж, не раз в два года (= означает бьенналь), а, пожалуйста, почаще, но, может быть, и не так густо. Или нужно было это «густо»?
Директор музея, г-н Кантор, поясняет, что задачей было наладить и, фактически, «выровнять» отношения с художественной средой города, имея в виду авторов всех возрастов, групп и группировок; а главное тех, кто не числится в членах союза художников, пребывает в ущемлённых - ДА, УЩЕМЛЁННЫХ - обстоятельствах. Дать фору молодым. Причём «молодым-молодым», действительно молодым, двадцатилетним. Более того, дотоле нигде и не выставлявшимся.
После подобного прояснения экспозиция, представшая в виде винегрета, она же «братская могила» (сугубо внутри художественное обозначение, фактически профжаргон для групповой выставки) стала более съедобной, не могила, конечно, а экспозиция. Хотя к «могиле» мы ещё вернёмся. Более того, идея заслужила всецелый ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ и даже что и стратегический «одобрямс».
И не только мой. Зрителей НА САМОМ ДЕЛЕ было много. Это чистая правда. Я туда несколько раз заходила, выходила, снова заходила, а зрители были. Причём разные. Причём много молодёжи, причём не только правильных деток, но и пирсингованных, сине-, жёлто-полосато окрашенных! Т.е. таки сработало.
Что до Художников, то после объявления клича: «Всем, всем! Несите всё!», первыми, как бывалые, принеслись ветераны худ. деятельности, члены с\х (ещё один профессиональный термин: «с\х» - союз художников Украины).
Ожидая, нет, лучше сказать, предполагая нашествие небывалое, организаторы дали установку: работы не должны быть больших размеров, чтоб побольше влезло. И «влезло»-таки много. Ибо выставили почти что всех. Но не всех, вся и всё. Отбор всё же был осуществлён, компетентными особами. Итого, на выходе имеем 169участника и более 250 работ, живописи. Но не только. «Не только» имеет отношение к работам молодых. Дарю ещё один художнический термин, скорее относящийся к сфере деятельности по выведению пород: «молодняк». В зале молодняка была и графика.
Но давайте всё по порядку.
Вот входишь в новый светлый зал, похожий на... Салон.., на практику с\х с их «осенними», «весенними» групповыми выставками, или там, к «дате». Да, но и здесь было к дате. А как же иначе! И тут я абсолютно понимаю руководство музея, - ведь он же носит название музея Города ОДЕССЫ, и ко Дню Одессы нельзя не приурочить нечто значительное, хоть бы по числу участвующих - и тем самым показать свою открытость и незаангажированность. Что ж, это удалось в полной мере. Это прозвучало очень даже явно, декларативно.
Ну, а за декларативность пришлось расплачиваться Салоном. Получился «салон». Хм, (снова требуется прояснять) - это когда среднестатистическому горожанину (а ещё лучше: «пересічному громадянину») нравится на его незатейливый вкус красивое, «чтоб глаз радовало, сердце грело» и чтоб сюжеты были доступны пониманию, приемлемы. Такие, какие входят в «джентльменский набор»: пейзаж, натюрморт, ангелы, птахи, тёти оголённые - «ню» называемые. Вот это всё и есть Салон. Можно и по-другому: виденное - перевиданное, уже и привычное. То, что волнует, но не беспокоит. На чём душа отдыхает, а не болит. Не щемит. Внимание! Салон - это не плохо, салон не означает не-качественно сделанное. Плохо другое, что творения эти способны и фактически утопили работы авторов неординарных.
      Хотя, хотя зрителям представилась возможность ознакомляясь со знакомым, натыкаться и на неординарные полотна. Знатоку было сложновато - нужно было отсеивать, выделять. А потому решение отделить хотя бы 3 группы было воистину соломоновым.
Куратору первой, Сергею Савченко, «отлично» поставили практически все, даже критиканы, даже молодые посетители. Как самой выверенной и чистой по подаче, выстроенности экспозиции. Творения группы «Мамай» воспринимались истинно как произведения Мастеров. Они не стали надувать щёки, они просто-напросто «прозвучали» и причём без фальши.
Проследуем коридором (о нём ниже) к экспозиции другого куратора Игоря Гусева. Под его эгидой выставился САМ Александр Ройтбурд, последние годы живущий и работающий в столице. Живой классик новейшего искусства Леонид Войцехов поразил умением выполнить кураторское задание буквально, при том прозвучать свежо, сочно. Как и Вадим Бондаренко. Там был (якобы) концепт, там были холсты размеров средне больших, как то присуще «контэмпорэри арту», там и сюжетность ихняя была. Заключающаяся во внесюжетности, о чём даже и подзаголовок уведомлял («Пустой тоннель»).
Снова следуем по коридору к залу молодняка. Мимо объекта Александра Шевчука. Помещённый в угол, оторванный от постсоросовской группировки, он его удачно оживил, сумел сделать аттрактивным в самом наилучшем значении этого слова. Хотя его игры на этот раз рассматривали достаточно серьёзные темы, со всех точек зрения.
Куратор №3 Марта Погорелая помогла собрать пресловутый молодняк. Люди старшего возраста всё изумлялись: «Что ж так? Якобы молодые, а темы всё трагичноватые, колер такой же, да и графика с поддёвкой какой-то, не радостные они, не оптимистичные». Тут я возьму слово и скажу, что оптимизм оптимизму рознь, и потому что нас всех ото всюду только и стремятся что развеселить, потому он, ваш юмор да оптимизм, для иных давно погребальными интонациями отзывается. А может у них есть душа, хоть они и молодые? А может она, эта их душа, у них болит? Это что плохо? Нет, напротив, хорошо. Пусть болит. Пусть у кого-то за что-то нечто болит.
Совершаем возвратное движение по коридору, где, как и всюду завеска ковровая, где разместились творения узнаваемые, опознаваемые. Тут пришло время высказать к устроителям выставки пожелания, восстановив баланс, а то в книге отзывов были одни благодарности да «ахи!» с дифирамбами. Было бы недурственно не брать работ сотворённых не в 2008-ом году. «Одесса-2008» - так Одесса, 2008. А то перекочёвывающие с выставки на выставку холсты, до одури, до болезненности известные приплыли и сюда.
Но возвращаясь в центральный зал, - снова к вопросу о развеске, взором зритель упирался всё же в работу молодой художницы Ольги Брюзгиной; чтоб затем быть препровождённым взором уже Александра Сергеевича (Пушкина ) из по-настоящему классного объекта Вадима Гриндберга. Затем идущий выдергивает нервичной техники известный сюжет о св.Георгие, несравнимого Вити Павлова; который всё же был неспособен задавить такой вот себе, якобы «никакой», сюжетец Александра Лисовского и Виктора Хохленко. Налево «заборный» зал, направо зал с инсталляцией по следам Караваджо.
Там, где налево, рядышком вывесились Владимир Наумец (о-очень хорошо) и Станислав Жалобнюк (возраст средне-молодой), о котором куратор музея Дмитрий Банников говорит: «Там замечательный потенциал, там нет внутреннего страха, он отключил все стопоры», и я склонна верить ему. А там, где направо, разместилась единственная на всю экспозицию, но «инсталляция» - «разворачивающаяся в пространстве, собирающая пространство рядом объектов тема\идея» Вадима Гриндберга. Которая вызывала острую - живейшую - реакцию у публики своей именно актуальностью (из серии на злобу дня и одновременно своей показательностью). Там же примечательные холсты с машинкой Анастасии Кирилиной и с булавкой Ольги Брюзгиной, отменно вписывающиеся в норматив, как в пазл, киевского эталона «контэмпорэри» (арта). Замыкаем освоение пространства холодноватой экспозицией группы куратора №1.
А теперь о частностях (обобщая). Почему Скульпторов на сегодня нет - известно, потому и было место лишь «мелкой пластике» (печаль и status quo). Туда же примыкает и ОДНА инсталляция, и всего лишь три объекта.
ОДНАКО, наконец-то, в кои века, выставке удалось меня удивить , - а значит и порадовать. Порадовать мою уставшую в ожиданиях и чаяниях душу арт критика, работа которого заключается в действенном участии в процессе, а не стороннем наблюдательстве. Душу, заполучившую в критерии оценки знание европейской ситуации и традиций новейшего искусства, а также страстное желание говорить с Европой на одном временном языке.  А вот станет ли наше искусство, искусство Одессы новейшим - СО-временным  ХХ I-ому веку и нам с вами, это дело исключительно наше, одесситов 2008-го года.
 
Ута Кильтер
10 апреля 2008 года
 
P.s. На самом деле, по-хорошему, текстов просилось штук 7, причём все разные, да и очень хотелось бы выделить особо кого; однако, соблюдая корректность, ограничимся в общем каталоге общим обзором.