Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Inside

С 20 октября по 20 ноября 2017 в Музее современного искусства Одессы будет представлена масштабная выставка Матвея Вайсберга (Киев) “Inside”. Среди... далее ...
Главная Статьи Сергей Князев «РАЗВИТИЕ ОДЕССКОГО АНДЕГРАУНДА В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН»
Сергей Князев «РАЗВИТИЕ ОДЕССКОГО АНДЕГРАУНДА В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН»

Несмотря на присущий одесситам оптимизм, светлый и радостный колорит их работ, не всегда легко и просто складывались судьбы художников. Наиболее драматически переживали "нонконформисты" собственное бытие в конце 1970-х - начале 1980-х. Не желая терпеть унизительного прессинга системы, изнуряющей борьбы за творческие права и возможность быть увиденными, искали выход в кардинальной смене жизни. Многие приняли непростое решение эмигрировать из родного города. Оставшиеся были обречены существовать в стране, которой они не нужны. Сегодня трудно представить, как сложилась бы дальнейшая судьба группы и каждого художника в отдельности, если бы не перестройка и обретение государственной независимости.
Эйфория 1970-х вскоре прошла. Наступил пресловутый застой, время андерграуда с его жестокими законами. Своеобразной "отдушиной" для оставшихся в городе художников, стала работа в городском пространстве.   Организовав при Одесском СХ секцию монументально-декоративного искусства, художники сумели выйти на зрителя общественно значимыми работами, в которых продолжали не только собственную живописную стилистику, но и попытки синтеза с архитектурой, творческие исследования формы, цвета, фактуры. Эта страница их деятельности, к сожалению, мало известна, но, тем не менее, достаточно показательна с точки зрения профессионализма, который в этой сфере не имел себе равных. Авторитет художественного совета, принимавшего монументальные работы, был очень высок. В его состав входили в разные годы Ю. Егоров, А. Шопин, Н. Морозов, В. Цюпко, В. Басанец, Н. Степанов. Можно отметить несколько значительных объектов, повлиявших на эстетическую среду Одессы: росписи в Водном институте (Н. Морозов), интерьер Дома книги, Литературного института, Дворца студентов ( В. Цюпко, В. Маринюк, С. Стовбур, С. Савченко ), росписи в управлении мясокомбината ( А. Стовбур ).
Ситуация квартирных выставок, размах неформального творчества привлек интерес живописцев к национальному искусству. Движение в этом направлении было вызвано потребностями максимального заполнения творческого пространства, в котором уже были реализованы многие идеи, связанные с западноевропейским искусством конца XIX-XX столетия. Авторы ориентировались на национальный авангард 10-20-х годов, литературный и изобразительный фольклор, этнографию. В процессе освоения национальных источников речь не шла о прямом заимствовании их стилистических приемов или сюжетно-тематических программ, иных традиционных форм украинского искусства. Национальное выражали не литературной конкретикой мотивов, а живописно-образными и пластическими моделями, в которых ставился акцент на традиционности понятий декоративности, знаковой условности, символики цвета, его метафоричности. Художниками 70-х, участниками квартирных выставок и монументалистами, был образован целый ряд объединений («Човен», «Коло», «Мамай»). Вдохновленные идеей национального возрождения, дающего свободу для формального творчества и наследования традициям как народного искусства, так и украинских модернистов  20-х – 30-х годов, В. Цюпко, В. Маринюк, А. Стовбур, С. Савченко, И. Божко, В. Сад, В. Капитонов, В. Басанец, О. Волошинов Е. Рахманин, В. Наумец, Н. Степанов активно работали и выставлялись, сохраняя единство эстетических ценностей в противовес разобщенности постмодерна. Творческое формирование этих авторов проходило внутри достаточно монолитной группы художников, на фоне сложных и неоднозначных событий 60-70-х годов, известных как время столкновения, казалось бы, незыблемого социализма и зреющей в его недрах андерграундной оппозиции, громко заявившей о себе в области изобразительного творчества.
Многолетним лидером таких объединений стал Владимир Цюпко, в абстрактных работах которого присутствуют на уровне ощущений образы родной природы: поле, море, небо. Владимир Цюпко родился в 1936 году в селе Осиповка Кировоградской области. В 1961 году окончил Одесское художественное училище имени Б.М. Грекова (живопись), а в 1970 году – Высшее художественное промышленное училище имени Мухиной (монументальная живопись). Начало выставочной деятельности – 1963 год. Владимир Цюпко – участник многочисленных неофициальных «квартирных» выставок «нонконформистов», его работы экспонируются на региональных, всеукраинских и международных форумах современного искусства, а также находятся в частных и музейных коллекциях по всему миру. Возможность выставочного общения стимулировала творчество. От условно-фигуративного искусства он приходит к абстракции, которая в дальнейшем стала главным объектом его творчества.
Постоянная творческая активность характерна для Виктора Маринюка. Колористические поиски, эксперименты с фактурой, символизм, доведенный до обобщённого абстрактного знака - все это не мешает художнику оставаться в границах основного формообразующего элемента и средства воздействия его полотен - образа. От напряжённых в цвете ранних работ, в которых угадывались парафазы и цитаты из Жоржа Руо, русской иконы и народного искусства, Маринюк приходит к изысканному эстетизму, стремлению к извечной цели живописи - красоте.
Несколько герметичные, небольшие по размеру произведения Александра Стовбура всегда привлекают внимание стремлением к завершённой гармонии, к некоему абсолюту пребывания цвета в композиции. Один из наиболее талантливых художников Одессы, Стовбур остался верен стремлению к совершенной и абстрактной форме.
В эти годы сложилась самостоятельная манера Сергея Савченко. Начинавший, как традиционный художник «левого союза», пройдя через горнило художественных советов монументального цеха, Сергей сделал форму произведения как-бы еще одним своим чувством, настолько она выражает его мировосприятие и состояние души. Рассматривая графические серии Савченко, можно говорить о некоем «абстрактном импрессионизме», художник творит раскрепощенно и верен себе.
К замкнутой абстрактной форме пришел Василий Сад. Рафинированные фактуры и колористические изыски заменили собой живую непосредственность пейзажей, созданных в раннем периоде творчества.    
Множество художественных достижений продолжает демонстрировать Владимир Наумец. Активно выставляясь в западноевропейских странах, он создает серию канонических мозаик для русского монастыря на горе Афон, параллельно делая в той же технике работы с авторской трактовкой классических сюжетов. Один из интереснейших участников московских выставок на Малой Грузинской, близкий друг Валентина Хруща, художник, творчество которого ценят как коллеги, так и коллекционеры, Владимир Наумец - один из немногих одесситов, состоявшихся в актуальном искусстве на международном уровне.
Евгений Рахманин, при всей экспрессивности его живописной техники, остаётся одним из наиболее драматичных мастеров. Символические "всадники" и величественные "горы", тревожные пейзажи и абстрактные импровизации - Рахманин везде остаётся собой - философом и духовидцем, учителем и адептом своих собственных универсальных построений и верований. Творческий багаж мастера – многосложная картина рукотворного мира, нескончаемая фреска, исполненная энергии, драмы и света.
Скульптор Николай Степанов активно экспериментировал в объемной пластике, добиваясь образного синтеза национальной скульптуры и ее современных форм. Современная скульптура в Одессе не звучала так ярко и убедительно, как, например, живопись. Вот почему интерес к творчеству Николая Степанова - художника замечательного, несомненно, уникального - закономерен и обоснован. Прекрасный рисовальщик, остро чувствующий материал скульптор, Степанов формировался под воздействием нескольких составляющих: с одной стороны достижения лучших мастеров мировых культур и модернистов ХХ века - Г. Мура, А. Джакометти, Д. Манцу, с другой стороны - народное искусство в его разнообразных проявлениях, от расписанных деревянных изделий до каменных изваяний и поминальных крестов. Кроме того, живительной силой наполняла и одухотворяла художника природа родных Роксолан. Наследие Степанова, несомненно, ожидает ещё своего искусствоведческого анализа, его значение будет возрастать и открываться со временем.
 
Местный колорит, сформированный историческими традициями Одессы, своеобразием ее природы, также сыграл определенную роль в творчестве художников, представляющих непростой период формирования культурных устремлений независимого государства, его европейского выбора. Названные авторы достаточно полно были представлены в коллекции Михаила Кнобеля, их произведения являются ядром музейного собрания, одним из элементов национальной культуры.  
 
 Сергей Князев
11.10.08