Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Вторая гастроль Давида Бурлюка

В Музее современного искусства Одессы с 18.04.17 по 30.05.17 состоится выставка, посвященная творчеству великого Давида Бурлюка. С 15 по... далее ...
Главная Статьи Семен Кантор «СОВРЕМЕННОЕ УКРАИНСКОЕ ИСКУССТВО – ВАРИАНТ 2009»
Семен Кантор «СОВРЕМЕННОЕ УКРАИНСКОЕ ИСКУССТВО – ВАРИАНТ 2009»


Традиционно в Киеве в Украинском доме осенью проходит художественная выставка-ярмарка «Арт-Киев». Под крышей бывшего музея Ленина, а ныне Украинского дома, до последнего времени собиралось много десятков галерей со всех концов Украины, чтобы показать и, желательно, продать имеющиеся у них произведения различных авторов. Было достаточно внести соответствующую сумму и внимание столичной, и не только, публики было обеспечено. В результате, рядом часто соседствовали маститые и новички, суперсовременные авангардисты и «устаревшие» приверженцы реализма. Это было ярко, пестро и немного весело – словом - ярмарка. К понятию «выставка» это имело весьма отдаленное отношение, за что и подвергалось критике продвинутых эстетов.
В этом году организаторы приняли соломоново решение: они разделили мероприятие на две части. Одна – яркая ярмарка, позволяющая «здесь и сейчас» выбрать и приобрести лучшее произведение любого жанра, максимально соответствующее сложившимся запросам и вкусам; а другая – попытка на большой выставке показать, куда (и кем) движется современное украинское искусство.
Количество участников было резко ограничено, а (для убедительности) к названию «АРТ-КИЕВ 2009» добавили мало понятное, но очень распространенное слово «contemporary», что сейчас является синонимом актуальности и современности. Для уверенности в том, что на выставку попадут работы, которые будут признаны «современными», была создана отборочная комиссия. Для придания выставке большего веса и убедительности целый этаж (из трех) отдали под экспозиции работ современных украинских авторов из частных коллекций (в основном достаточно известных в украинском истеблишменте лиц).
В качестве специального гостя выставку посетил всемирно известный немецкий художник Грегор Шнайдер. В 2001 году на Венецианской биеннале Г.Шнайдер получил премию "Золотой лев" за инсталляцию "Мертвый дом", а в 2005 году организаторы биеннале отказались демонстрировать его инсталляцию "Черный куб", руководствуясь религиозными и политическими мотивами - слишком было похоже на главную мусульманскую святыню Акабу. Словом, очень современный!
Естественно, включение в состав участников такой выставки для любого автора или галереи моментально стало престижным. Музей современного искусства Одессы предложил молодому, но весьма успешному, одесскому автору Станиславу Жалобнюку «подготовить что-то для Киева». В результате появилась концепция проекта «Очевидцы». Главная идея была в формулировке: «очевидцы – это свидетели, на которых никто не обращает внимание». Проект, посвященный проблеме превращения людей в безгласных и безликих статистов, оказался достаточно актуальным, что определило включение его одним из первых в программу выставки.
В рамках проекта Станислав создал 5 больших работ, на которых лица персонажей замазаны краской либо демонстративно заклеены стыдливой полоской (так же как другие части тела в «эротических» фото), как будто их вычеркнули из участников Жизни. В Одессе о таких говорят: «Я тебя в упор не вижу».
Отвечая на вопрос: «Кто вокруг меня? Свидетели или очевидцы? Статисты или вершители? » Стас Жалобнюк увидел:
Безликих Фигурантов.
Бессловесных Крикунов.
Безголовых Гордецов.
Безглазых Очевидцев.
В число «героев» Жалобнюка попала Карла Бруни с известной фотографии, проданной недавно на аукционе; уволенный из состава Кабинета Министров друг Фиделя, другие известные, и не очень, персонажи, являющиеся (или ставшие) статистами в этом, не терпящем «сантиментов» мире. Не играет роли твоя должность, и внешний вид; во что ты одет; кем любим и кого любишь. Для окружающих ты - Никто. Тебя, как и многих других используют как натурщика, манекен или куклу. Изображение художником рядом с манекеном большого числа пиджаков, как известно, обезличивающих мужчину, подчеркивает эту проблему.
На весь этот маскарад масок и безликих ролей смотрел с портрета побитый, но победивший В. Кличко – ему удалось перейти в Лигу участников.
Вместо эпилога:
Для классического окончания статьи надо было бы привести высказывания «восторженных» (что с того, что предварительно организованных) зрителей. Но записей мы не вели. Мы рады, что «все прошло как надо»! Это большой успех молодых автора и Музея! Надеемся, что Станислав Жалобнюк не будет только статистом и очевидцем! Уверены, что его имя будет часто встречаться в различных статьях и отчетах о выставках и аукционах в ближайшие 20-40 лет!

 

Семен Кантор
директор МСИО

20.11.2009