Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Реальная виртуальность

С 3 по 26 ноября 2017 года в МСИО будет представлена выставка произведений Олега Куцкого «Реальная виртуальность». Количество наград от различных... далее ...
Главная Статьи Алексей Коциевский. Следящий за ветром
Алексей Коциевский. Следящий за ветром

Он мог получить все – славу и богатство, власть и женщин.

Он выбрал мудрость и получил все остальное в довесок.

Мудрость и власть – мы можем только догадываться, что означает это сочетание. В нашей с Вами истории они не сочетались.
Когэн Шломо, он же Царь Соломон, он же султан Сулейман ибн Дауд – разочарованный и восторженный, хладнокровный и страстный, мудрый и опрометчивый. Приведший свою страну к невиданному расцвету и погубивший ее. Построивший Храм, обиталище Шхины и ввергший народ в идолопоклонничество. Бессребреник, купавшийся в золоте.

Нет ни одной мудрой книги, которая вышла бы за пределы Экклезиаста. Нет ни одного сумасшедшего поэта, который вышел бы за пределы «Песни песней».

Сократ и Эпикур, Аль Бируни и Авиценна, Фома Аквинский и Монтень, Вольтер и Жан-Поль Сартр – каждый из них шел к себе, а пришел к Экклезиасту. Гетевский Фауст – Соломон Средневековья, а Альберт Эйнштейн – его образ Нового времени.
Он первым придумал основывать суд на свидетельских показаниях, поставил первый в истории следственный эксперимент. Он знал языки зверей и птиц и, по легенде, понимал даже женщин.
Со своим другом Хирамом он открыл Америку и привез оттуда золото, оникс и камень бдалах.

И все это суета.
Гэвел гаволим, кулой гэвел.

Мир равнодушен к нашим достижениям и к нашим порокам, к нашим слабостям и к нашим страстям. Высшие достижения нашего разума рассмешили бы инфузорий, если бы они умели смеяться.

Суета по Экклезиасту – это карусель всех форм жизни, калейдоскоп живой и неживой природы, это бесконечное движение, в котором нет смысла, потому что только само это движение осмысленно.

Во Вселенском Коконе и в кастрюле с борщом бурлят одни и те же алхимические процессы и даже на самого большого человека приходится всего два аршина земли.

Мудрая пошлость и пошлая мудрость танцуют пасадобль.
Гэвел гаволим, кулой гэвел.

Миллионы лет крохотные скорлупки сердцевидок откладывались в древнем море. Золотисто-хрустящий ракушняк нарезали рафинадными брусками и построили город, оставив в земле темный пустой лабиринт.

В этом городе кладбищенские нищие цитировали Экклезиаста, а влюбленные налетчики говорили с проститутками стихами из «Песни песней». Город родился по детски непосредственным и простодушным. Город родился сразу старым и мудрым.
Фальшивая позолота и подлинная мудрость, кичливое фанфаронство и сдержанная трагедия, подлинная поэзия и дешевое лицедейство не просто ходили здесь по одним и тем же улицам – они прорастали друг в друга, тянулись вверх и осыпались желтыми крупинками ракушняка. Город рос и разрушался одновременно, дома проваливались в катакомбы, возвращая на свое место миллиарды спрессованных ракушек, а море слизывало куски города как крем с торта. Остальное делали люди.

Гэвел гаволим, кулой гэвел.

Город всегда был «уже не тот, что раньше», и каждое новое поколение в подметки не годилось отцам. Но город продолжал и продолжает рожать талантливых детей, которые идут в большой мир рассказывать две истории – Экклезиаста и Песнь Песней. И так будет до тех пор, пока не отяжелеет тень кузнечика.


Алексей Коциевский