Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Вторая гастроль Давида Бурлюка

В Музее современного искусства Одессы с 18.04.17 по 30.05.17 состоится выставка, посвященная творчеству великого Давида Бурлюка. С 15 по... далее ...
Главная Статьи Ута Кильтерc «МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА - ЭТО...»
Ута Кильтерc «МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА - ЭТО...»

 Музей, согласно утвердившемуся в конце 70-х годов прошлого века понятия, определяется как «Один из инструментов самоосознания культуры, при создании ею своей концепции развития, самоидентификации по отношению к иным культурам»*. Уже из данного определения можно увидеть, почему так долго не мог появиться музей нового типа в нашей стране. И до сих пор (будем откровенными) появление подобной институции едва ли не чудо, возникшей вопреки, а не «при поддержке и содействии».

А потому выдох: «Свершилось!» мог вырваться у... (попытаемся быть ещё более откровенными) у единиц - людей разделяющих общечеловеческие ценности. Обеспокоенных не хлебом насущным да зрелищем, но умеющими и ЖЕЛАЮЩИМИ смотреть на шаг, десять, десятилетие вперёд, и притом постоянно оглядываться, соизмеряя свои действия с общей ситуацией, ну хотя бы в Европе.

Патетично звучащее здесь, суть реальность, status quo, во всём мире. Но в державе нашей доминирует уровень знаний и вид представлений от тоталитаризма не отошедших. А посему усилия просвещённых одиночек долго оставались героическими деяниями, неужто пришло время, когда они смогут преобразоваться в деятельность, нормальную работу?!
    Под общим названием «музей» существовали различные формы собраний, в которых всегда отчётливо проявлялась доминирующая идея эпохи. Наряду с музеями-памятниками прошлому во второй половине ХХ века начали создаваться музеи, задачей которых предполагалось не традиционное сохраниение\изучение\представление, но экстра задача: работа во имя «человечности» (humanity). Не гуманизма как простого просвещенчества, приобщения к лучшим образцам изящных искусств, но способности понимания другого. Всякого другого «невзирая на расовые, национальные, половые и возрастные отличия» людей живущих в нынешнем мире.
    Столь простое и величественное слово как «понимание» предполагает
не собирание под одной крышей шедевров, но произведений наиболее точно (талантливо и ОЧЕвидно) соотносящихся с жизненными реалиями людей - обычных, «просто» людей. Завершение Второй мировой требовало её осмысления, вырабатывания принципиально иного вида взаимоотношений между странами и их культурами, - откуда логичным стало возникновение «Документы» в Касселе, затем Центра Помпиду, а теперь уже повсеместно Музеев современного искусства. Отсутствие подобной институции в нашей стране зияло как факт признания того, что мы не сумели выбраться из тоталитарных передряг и подойти к миру современных ценностей. Ибо сохранением самых убедительных - наглядных - свидетельств нынешнего времени являются в самую первую очередь произведения изобразительного и визуального искусств, чем здесь, у нас, занимались истинные подвижники.
   С этой точки зрения сложно переоценить значение 30-летней деятельности Михаила Кнобеля и той степени гражданской ответственности человека, регулярно представлявшего для публичного ознакомления своё собрание, издававшего каталоги. Мы надеемся, что нашим сокрушениям о том, что готовой уже основы для появления Музея современного искусства наступил конец и, благодаря усилиям банка «Пивденный», музей появился-таки. И это серьёзная, очень серьёзная заявка на то, что вот теперь-то и начнётся полноценная деятельность по приобщению всех одесситов, и иже с ними, к практикующимся во всём цивилизованном мире видам взаимодействия, в основе которого способность к восприятию, пониманию другого - человечность.
Которая является принципиальным отличием искусства со-временного, актуального от им подобных.
 
 
Ута Кильтер
10 апреля 2008 года