Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью. Вагрич Бахчанян

12 апреля 2019 года в Музее современного искусства Одессы Харьковская муниципальная галерея представит ретроспективный проект Вагрича Бахчаняна (1938-2009). Эта вторая персональная... далее ...

В Одессе покажут работы художников с и без синдрома Дауна на темы, которые их волнуют больше всего

Любовь, секс, смерть или политика? «Что важно» — для людей с/без синдрома Дауна? Арт-выставка про и при участии людей с... далее ...
МСИО состоялась презентация каталога «АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО ОДЕССЫ»

В каталог включен анализ творческой биографии и работ основателя одесской школы абстракции Олега Соколова, произведений одесских нонконформистов, их друзей и последователей, вплоть до сегодняшних течений: граффити и Digital art – всего 22 автора.

Скачать каталог – www.msio.com.ua/files/Abstract Art.pdf

В начале ХХI века появилось много аналитических публикаций об искусстве века прошедшего. Настал черед описывать, обобщать и анализировать советское искусство 50-80-х годов, а также периода Перестройки. Утихает, в значительной степени политически ангажированный, бум на советский нонконформизм и концептуализм, уступая место вдумчивому их изучению. Заметное место в таких исследованиях уделяется абстрактному искусству. Появились многочисленные диссертации, статьи, фундаментальный труд «Абстракция в России. ХХ век».
К сожалению, в большинстве публикаций полностью забыто существование в СССР, наряду с Москвой и Ленинградом, еще одного культурного центра – Одессы. Это относится вообще к истории советского нонконформизма и, особенно, абстрактного искусства. Вклад же Одессы в развитие этой важнейшей идеи мирового искусства существенен не только тем, что с нашим городом связаны первые шаги, как художника, великого Василия Кандинского, а также этапы творческих биографий Александры Экстер, Натана Альтмана, Владимира Баранова- Россине и многих других художников русского авангарда начала века. В 50-60-е годы не менее интенсивно, чем в Москве и Ленинграде, альтернативное искусство развивалось в Одессе. Имя Олега Соколова – первого одесского советского художника абстракциониста, достойно войти в историю абстрактного искусства наряду с именами Элия Белютина, Александра Зверева, Евгения Михнова –Войтенко, Михаила Шварцмана и многих других. Практически все участники легендарной группы одесских нонконформистов увлекались абстрактной живописью. Многие, уехав (на время или навсегда) в Москву, создав Одесскую колонию художников, влились в общий художественный процесс советского неофициального искусства. Позже круг одесских абстракционистов существенно расширился. Работы стали разнообразнее по стилистике и задачам.
В данной публикации мы впервые попытались описать развитие абстрактного искусства Одессы. Каталог приурочен к важному для сотрудников Музея современного искусства Одессы (и, хотим надеяться, для всех, кому важна судьба культуры нашего города) событию – открытию выставки «Кандинский, Соколов, далее всегда… Абстрактное искусство Одессы».
О значении этой темы для культуры Одессы вообще и одесских художников в частности, говорят две работы, выбранные нами для обложки: работа суперлидера одесского абстракционизма, который, несомненно, будет признан нашими потомками его лицом, - Владимира Наумца, и представителя самого молодого течения (не всеми признаваемого в качестве изобразительного искусства) – digital art (кибер арт или комьютерной графики), Степана Рябченко.
В каталог включен анализ творческой биографии и работ основателя одесской школы абстракции Олега Соколова, произведений одесских нонконформистов, их друзей и последователей вплоть до сегодняшних течений: граффити и digital art – всего 22 автора.
Отдавая отчет в недостаточной полноте анализа особенностей творчества одесских художников, мы надеемся, что последующие работы продолжат создание всеобъемлющей истории одесского абстракционизма на том уровне, которого он оправданно заслуживает.