Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Ретроспективная выставка Владимира Стрельникова «Камень, который отвергли строители»

26 октября в 17:00 в выставочном зале МСИО (ул. Леонтовича, 5) состоится вернисаж выставки к 80-летию Владимира Стрельникова «Камень, который... далее ...

Арт-проект об авангардной моде 90-х: в Музее современного искусства Одессы открывается «Перекройка»

29 августа в 19:00 в выставочном зале МСИО открывается «Перекройка» — масштабный проект о моде и социальных переменах. В экспозицию... далее ...
Зал 2 : Одесская школа живописи и ее лидер Юрий Егоров

Лидером молодой Одесской школы живописи в 70-80-х годах стал Юрий Егоров. Этому способствовала уникальная личность художника, значение которой для культурной и художественной жизни города трудно переоценить.

«Фрукты осенью»
«Фрукты осенью»Юрий Егоров, 107х107, 1991, х/м

«Фрукты осенью»
«Утро в сентябре»
«Море парус»
«Женщина у моря»
«гобелен Экология»
«Окно в мир эскиз витража»
«Лондонский натюрморт»
«Водное поло эск.гобелена»
«Из серии Знаки зодиака»
«Кондитерская на Молдаванке»
<<  Страница 1/2  >>

Эстетика творчества Ю. Егорова еще в начале 60-х вышла за рамки, определённые соцреализмом. Стилистика «сурового стиля» также оказалась для Мастера недостаточно разносторонней. Егоров искал образы, представляющие окружающий мир во всей мощи стихий, насыщенным силой, свободой, страстью и ликующей энергией.

Зал 2 : Одесская школа живописи  и ее лидер Юрий Егоров Зал 2 : Одесская школа живописи  и ее лидер Юрий Егоров Зал 2 : Одесская школа живописи  и ее лидер Юрий Егоров
Символом, апологией свободы у Егорова является образ моря. Его море - это свободный, ничем не сдерживаемый Океан, стремительное приближение к которому кружит голову. Он олицетворяет в природной материи стихийную силу. Выгибая горизонт, море перекатывает необъятную массу вод. При всей своей мощи и гипнотической бескрайности море Егорова не пугает зрителя, а завораживает. К тому же море почти всегда идеально уравновешено окружающим пейзажем, лодкой, парусом, женскими фигурами. От художника не ускользают меняющиеся нюансы в настроении водной стихии: сапфировые контрасты под ослепительным солнцем, розовое свечение перед закатом или холодное серебро под свинцовыми тучами.
Совсем другие мысли и чувства возникают при виде натюрмортов Мастера. Они столь же материальны, как и море, но более праздничны. Главное же в натюрмортах Ю. Егорова - это своеобразный микрокосмос, продуманный и сотворенный художником. Рядом с вазой, неожиданно, появляется конус, пересеченный стрелами, и обычный натюрморт приобретает метафизический ритм и философское звучание.
Это очень важная особенность любых работ Егорова – они созданы для достижения Цели, поставленной автором. Всегда чётко выделено главное: солнечные фрукты, отблеск солнца на воде, вертикаль женских фигур, каскад контуров, почти мистические геометрические знаки и объемы – все, что даёт возможность постигнуть определённую Идею.
Многогранный талант Мастера нашёл своё воплощение в разнообразных направлениях творчества. Он успешно занимался витражами, гобеленами, создавал эскизы скульптурных и архитектурных объектов.
Гобелен "Экология", выполненный по эскизу Егорова его супругой Т. Псковитиной, поражает чистотой и пластичностью образа. Перед нами легкая, изысканная композиция с узнаваемой Егоровской стилистикой: рыбы и птицы, волны и стрелы в пространстве Океана, как символы Планеты, которую защищают две ладони на фоне звезд.
Сегодня стал очевидным масштаб явления в истории искусства под именем Юрий Егоров. Он не только создал свою эстетику, но и сформулировал теоретические основы особенностей новой живописной школы, привил эти взгляды своим многочисленным ученикам и последователям.
Сам Ю.Егоров так определял основные компоненты Одесской школы: «…Во-первых, наличие традиции... у нас есть предшественники - те, кто преломил в своём творчестве импрессионизм... Во-вторых, переклички с французской школой живописи... Третье - живые ощущения от Одессы с её воздухом, обликом и настроением».
Настроение создают гармоничные и цельные формы, идеально закомпонованные в пространстве холста, и особенный колорит. Яркости одесситы предпочитают тонкость соотношений цвета и формы.
Цельность формы - каким бы трансформациям не подвергалась, она никогда не теряет своей устойчивости, сохраняясь недробимой.
Изобразительность - определяющее качество одесской живописи. Предметный мир отличается зрелостью: форма, цвет, фактура как единое целое.
Ю.Егоров заложил основы и создал для нескольких поколений живописцев критерии оценки собственного пути в творчестве. Многие одесские художники научились у него независимости и обрели самобытность.
Уникальна роль Ю.Егорова в развитии одесского авангарда. В 60-х - 70-х годах моральная поддержка, а также собственное духовное «прямостояние» его, «самого левого» из одесских членов Союза художников, помогали молодым художникам-нонконформистам в их сопротивлении прессингу со стороны властей.
В зале Музея, рядом с работами Ю.Егорова, представлены произведения некоторых его учеников и последователей (О.Котовой и О.Спиндовской-Паламарь, С.Жалобнюка и А.Силантьева). Но вместо них могут быть произведения других известных одесских художников, также испытавших, на определенном этапе своего творчества, влияние Мастера.