Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Реальная виртуальность

С 3 по 26 ноября 2017 года в МСИО будет представлена выставка произведений Олега Куцкого «Реальная виртуальность». Количество наград от различных... далее ...
Главная Экспозиция

ОДЕССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
в
МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ОДЕССЫ

Как бы ни называлось государство, но город, находящийся в нем и называемый Одессой, всегда отличался от остальных. Он отличался своим стилем, своими жителями и, конечно, культурой. Искусство не было исключением.
Традиции Одессы, ее культурный миф, сочетающие с интеллектом и космополитизмом доброту, юмор и толерантность, в значительной степени определили особенности одесской живописи, расширяя кругозор авторов, придавая их работам южное обаяние, европейский лоск и камерную элегантность.

план первого этажа МСИО план второго этажа МСИО

В конце ХIХ века лучшие мастера Товарищества южнорусских художников, продолжатели идей передвижников в их модернизированном варианте – Кириак Костанди, Тит Дворников, Петр Нилус и их ученики воспитали поколения талантливых живописцев, сформулировав основы одесской художественной традиции.

Наряду с успешным развитием классической живописи в изобразительном искусстве Одессы всегда был естественен авангард. Его «одесскость» подтверждается биографиями молодых художников живших в Одессе в начале ХХ века, историей проходивших здесь выставок и именами, принадлежащими мировой культуре: В.Кандинский, В.Баранов –Россине, Т.Фраерман, братья Бурлюки, А.Экстер, Н.Альтман и др. Члены авангардистских групп, влили свежую кровь в классическую школу- так родилось современное искусство Одессы.
Сталинизм сумел "выломать кисти" одним и заставить забыть о «юношеских ошибках» других. Но, к счастью, это была временная победа. Идеологический пресс только приостановил движение вперед. Ренессанс был предопределен. Смерть вождя всех народов его только приблизила.
 

В 60-е годы брожение в советском обществе меняло представления о подходах к творчеству. В Одессе, так же как в Москве и Ленинграде, начал формироваться андеграунд, впоследствии названный ставшим традиционным термином – «нонконформизм».
Одесское неофициальное искусство на начальном этапе отличала аполитичность. Главным критерием оценки произведения художника являлись формальная изысканность художественного языка, оригинальность композиции, цветовая и световая выразительность.
Многое из того, что создавалось одесcкими нонконформистами, уже было разработано в первой половине ХХ века их великими предшественниками – модернистами, как на Западе, так и в России (в самой Одессе в том числе). Информационный вакуум не позволил одесситам в полной мере воспользоваться этими открытиями, вынудил самостоятельно повторить путь, а талант предопределил их индивидуальность. Для них, для культуры Одессы, да и всего СССР, это творчество являлось авангардным. Так в 60-х – 70-х годах возникла «вторая волна одесского авангарда».

В основном, путь в официальные выставочные залы таким художникам был закрыт. Выход из сложившейся ситуации был найден в акциях "квартирных выставок", которые проходили в мастерских художников и квартирах их друзей. Кроме художников из группы нонконформистов, названной так Людмилой Ястреб, в квартирных выставках принимали участие практически все одесские художники, у которых были произведения, не укладывавшиеся в советские нормы, вне зависимости от членства в Союзе художников.
Выставки в квартирах и мастерских не были закрытыми показами "для своих". Эти встречи стали живыми культурными центрами своего времени, отсюда пошли новые творческие импульсы и течения, будущие коллекции и галереи.

Революционные изменения в советском обществе, начавшиеся в 1985 году с приходом к власти Михаила Горбачева, принесли качественные изменения в информационной и культурной политике государства. Исчезли организационные барьеры, сдерживавшие «творчество масс». Стало официально допустимым искусство вне рамок и правил Союза художников. Именно в конце 80-х - начале 90-х в одесской художественной тусовке появились новые имена, ставшие популярными на рубеже веков.

Целью критических поисков молодых являлся уже не соц. реализм, бывший к тому времени почти мифом, а модернизм, который так и не успел развиться в СССР легально. Новое поколение смотрело на мир с иронией панков. Исчезающая абсурдная реальность «развитого социализма», с засильем порожденных им симулякров, ускорили наступление эры постмодернизма.

Еще в 1982 году в среде одесского андеграунда зародилось движение впоследствии названное «одесская концептуальная школа». На начальном этапе искусство одесских концептуалистов существовало в тусовочном «хипейном» варианте. Следствием их встреч стали серии совместных работ, перформансы; коллективные уличные акции.

Затем одесситами были налажены контакты с московскими концептуалистами, художественный обмен между двумя городами: приезды в Одессу московских художественных групп и их участие в одесских акциях, а также участие одесситов в ряде московских выставок. После «челночного» периода временных пребываний то в Москве, то в Одессе, в конце 80-х, почти все представители «круга» обосновались в Москве, сыграв заметную роль в московской художественной ситуации.

К сожалению, с отъездом основной группы концептуалистов в Москву и далее по всему миру, развитие этого направления искусства в Одессе практически прекратилось. И только в начале 2000-х возродился интерес к их творчеству и идеям.
В конце 80-х в Одессе возникла плеяда молодых художников, которая ориентировалась на трансформированные идеи итальянского трансавангарда, принесенные из Киева молодым Александром Ройтбурдом. Цитирование великих предшественников, синтез различных стилистических традиций и иронично-уважительное отношение к классической живописи логично восторжествовала в Одессе.

В отличие от других постмодернистских течений «Южно- русский» трансавангард надолго обосновался в Одессе, стал визитной карточкой одесского искусства 80-х и 90-х, оказал существенное влияние на стилистику произведений ХХI века. Об этом свидетельствует современное творчество многих одесских художников, в том числе экспонируемое в Музее современного искусства Одессы.
МСИО создан 10 апреля 2008 года молодым бизнесменом, интеллектуалом и меценатом В. Мороховским на основе уникального собрания работ мастеров «второй волны одесского авангарда» известного коллекционера М.Кнобеля. Эта коллекция существенно расширена и дополнена произведениями других авторов. В настоящее время в МСИО представлены произведения ведущих одесских художников и скульпторов рубежа ХХ и ХХI веков.

Гордостью Музея являются залы, посвященные нонконформистскому искусству Одессы: отдельный зал, посвященый легендарной «заборной» выставке Валентина Хруща и Станислава Сычева, положившей в 1967-ом начало истории неразрешенных в СССР выставок, а также экспозиция, воспроизводящая «квартирную» выставку нонконформистов 70-х.
Не менее интересны залы, отражающие революционные события в изобразительном искусстве Одессы 80-90-х годов: формирование в среде одесского андеграунда группы концептуалистов и «южно – русского» трансавангарда.
Залы, посвященные первому советскому абстракционисту Одессы, художнику и дисиденту Олегу Соколову; зарождению Одесской школы и ее лидеру Юрию Егорову, несомненно, доставят зрителям глубокое эстетическое удовлетворение.
Экспозиция искусства ХХI века подтверждает известную истину, что жизнь продолжается – в Одессе появляются новые художники с новыми идеями и сюжетами, способные прославить наш Город.

Смотрите так же виртуальный экскурсионный тур по Музею