Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Элина Малыгина. Egomorphosis

14 января в Музее современного искусства Одессы открывается выставка художника из Латвии Элины Малыгиной «Egomorphosis». Элина в последние годы достаточно успешно... далее ...
Главная Выставки КОНТРАПУНКТ
КОНТРАПУНКТ
06.01.13 22:28

Музей современного искусства Одессы с 20 декабря 2012 по 16 января 2013 года представляет проект «Контрапункт»

КОНТРАПУ́НКТ
полифоническое сочетание 2-х
или нескольких самостоятельных мелодических голосов,
образующих единое художественное целое.

Булучевский Ю., Фомин В.
Краткий музыкальный словарь.
М.: Музыка, 2005.


Музей современного искусства Одессы с 20 декабря 2012 по 16 января 2013 года представляет проект «Контрапункт».

Участники:

  • Людмила Васильева;
  • Игорь Варешкин;
  • Сергей Папроцкий.

Композиция для трех художников.

Картины самостоятельны и завершены.

У каждой – свое эмоциональное пространство, которое можно прочувствовать и оценить, как музыкальную фразу. Из их повторений и вариаций складывается мелодическая линия автора, его неповторимая, самостоятельная партия. Эта мелодия выстроена и подчёркнута геометрией выставочного пространства. Здесь она получает полноту звучания – точно оформившийся голос.

Контрапункт – опыт, на который идут художники. Он рождается в сложно устроенном пространстве выставки, в пересечениях её одноголосных мелодических линий. Мелодии сплетаются в общем звучании, теряя собственный ритм и меняя соотношения, подчиняясь экспозиции выставки, её планировке. Здесь рождается полифония – странное, трудно определяемое, но явное звучание.

Композиция для союза трёх друзей…

И.Варешкин. Всадник.2011. 100х70.
И.Варешкин. Всадник.2011. 100х70.

И.Варешкин. Всадник.2011. 100х70.
И.Варешкин. Инсектофобия. 2011. 100х80.
И.Варешкин. Новый фигуратив 19. 2010. 150х120.
И.Варешкин. Новый фигуратив 21. 2010. 162х160.
И.Варешкин. Общество. 2012. 140х160.
И.Варешкин. Отдых 2. 2010. 80х100.
И.Варешкин. Паутина.  2010. 150х120
И.Варешкин. Пространство знака. 2012. 130х200.
контрапункт
Л.Васильева. Жаркий август. 2009. 80х80.
<<  Страница 1/3  >>

 

Двадцать лет назад три художника создали объединение, названное «Лабораторией живописи». Время по-разному прошло через их истории, определив существование трёх несхожих, совершенно самостоятельных художественных пространств. И время - оформило их групповое поле, парадоксально соединив три личных, глубоко интимных пространства. Их общая эволюция – пример странной гармонии, допускающей разногласия, несовпадения и диссонансы. Словно пример контрапункта – удивительной композиции для трех человеческих историй.

«Лаборатория» легко освобождается от кавычек. Выбор названия определён не звучностью. Оно – настоящая декларация, определяющая творческую историю. Лаборатория экспериментирует, меняя объекты, техники и уровни абстракции. Она ставит опыт на зрителях – очаровывая и запутывая нас. Она выстаивает события, необычные и многомерные, используя наши привычки, ошибки и заблуждения – как художественный материал, как инструмент и средство. И она не прячет, от нас, логику эксперимента.

Нам свойственна необъяснимая уверенностью в конечности всякого действия. Странное убеждение в том, что, насытившись и отвернувшись от картины, мы обрываем свою связь с нею. Что наш опыт уже выполнен, что он пережит нами и окончен. И не имеет продолжения.
И мы приходим к досадному и странному упущению. Изумительный процесс творчества, начатый художником и воспринятый нами, и продолжающийся теперь в нашем сознании – выпадает из нашего восприятия. Мы чувствуем и осознаем его, дорожим им, но теряем при описании. Мы упускаем, что картина не замкнута границами холста, а её обаяние не заканчивается, когда мы отводим взгляд. Она будет прочитана и присвоена нами, и прирастет смыслами, и пройдет бесконечный ряд метаморфоз. И наше восприятие – не ограничится моментом и не сведется к репликации состояний, найденных художником. Оно эволюционирует, а значит – приобретет собственное значение и протяженность.

Мы легко пренебрегаем этим. Упущение простительное, поскольку обходится без последствий. Перцепция – поле зрителя, его личное пространство, в котором художник не оперирует. Это пространство, составленное из множества вариаций, частностей и неизвестных величин, для художественного анализа непригодных. Здесь всё определяется личностью – непонятной, преходящей и всегда анонимной. Здесь не работают общие подходы и инструменты, а значит, невозможно и общее художественное событие.

И это - превосходное поле для эксперимента.

Есть искусство, существующее в абсолютно схожем пространстве. Его аудитория разнообразна и обширна настолько, что теряет граничность и определенность. Единственное, что её объединяет, это способность к восприятию художественного языка. Языка архаичного и оттого универсального, предельно абстрактного, свободного, демократичного и изысканно сложного. Его фразы бесконечно образны, и их восприятие - всегда очень личный, и глубоко интимный опыт. Здесь работают удивительные инструменты, превращающие пространство перцепций в пространство, где рождается художественный образ. Здесь звучит Музыка.

Здесь начинается эксперимент.

Опыт дерзкий. Нужно иметь смелость, чтобы постулировать сразу две гипотезы, и положить их в основу действия. Нужно принять, что пространство восприятия картины – это вид художественного материала, обладающий собственным, вариативным набором значений. Нужно принять, что пространства восприятия изображения и музыки – совпадающе схожи. И перенести композиционное понимание гармонии – из музыкального искусства в изобразительное.

И получить удивительный результат.

Здесь живопись. Очень разная. Три художника, абсолютно несхожие в технике и темпераменте. Их невозможно спутать – они зрелы и самодостаточны. И они выстраивают общее, трудно определяемое, но совершенно явное звучание. Здесь нет одноголосия, здесь необыкновенное сочетание трех мелодических линий, самостоятельных и гармоничных. Совершенно разная палитра, лирика и интеллектуальное напряжение. У каждого – свое пространство, поддерживающее собственное настроение и мелодику. И общее пространство выставки, перестроенное, срывающее акценты и ритмы, меняющее соотношение мелодий и голосов. Здесь утверждается непривычная, почти пугающая многоплановость. Картины самостоятельны, завершены и цельны. И столь же самостоятельна мелодия, организованная из них. Сложный, подвижный контрапункт – композиция галереи, исполненная плоскостями её стен, пересечениями, ракурсами и общими зонами. Здесь область удавшейся провокации, здесь пространство нового опыта и его производной - очаровательной и массовой искусственной синестезии
 

Краткий каталог выставки доступен по этой ссылке