Музей современного искусства Одессы  
 

Контакты Контакты   Музей Современного Искусства Одессы в социальной сети FACEBOOK

 
 
Odessa Museum Of Modern Art

Афиша

Элина Малыгина. Egomorphosis

14 января в Музее современного искусства Одессы открывается выставка художника из Латвии Элины Малыгиной «Egomorphosis». Элина в последние годы достаточно успешно... далее ...
Главная Выставки Еврейский мир и Одесский миф – современный баланс
Еврейский мир и Одесский миф – современный баланс
13.12.12 00:00

Евреи и Одесса.

Для многих это тождественные понятия, для других – надуманная тема.

А между этими точками зрения целая история одного из самых необычных городов Российской империи, СССР и Украины.

Вся не очень длинная история Одессы, ее миф может быть сведен к трем редакциям:

-ХIХ век – первая редакция. Миф о необыкновенном городе свободных, предприимчивых людей в рабской, закостенелой стране. Миф о месте, где всего можно добиться.

-ХХвек – вторая редакция. Миф о городе утонченных воротил, благородных бандитов и умудренных стариков в стране правящих государством кухарок, черных кожанок, и распевающих радостные песни молодых строителей коммунизма. Миф о городе, в котором все лучше.

-ХХIвек (и конец века ХХ)-третья редакция. Миф о провинции с местечковыми, робкими торгашами в современном динамичном государстве. Миф о городе, который в прошлом.

Как и положено, мифы создаются, прежде всего, произведениями искусства: литературой, музыкой, кино. Изобразительному искусству выпала роль отражать одесские мифы и следовать им.

Вероятно, не случайно миф о прекрасном Городе был создан в эпоху модернизма. Романтические иллюзии защищали веру, что «есть город, который я вижу во сне,.. в цветущих акациях город…». Они оказались продуктивными для создания особой одесской культуры, в том числе живописи – камерного, утонченного эстетского явления, разрушенного впоследствии вихрем истории.

Если отбросить миф о становлении Города (редакция №1), в котором выделялись личности, а не социальные группы, то в последующих значительная роль отведена евреям. Отведена историей Одессы - евреи стали одними из создателей мифа.

Они дали мифу мягкую и мудрую иронию стариков из местечек, романтику вырвавшихся на свободу домашних мальчиков и трагедию жертв Хама. Перечисленные образы и проблемы волновали (и волнуют) не только евреев, но последние стали камертоном. Это очень тонко чувствовали лучшие одесские художники.

А.Подмаско. Клезмеры. 2012. Н- 18см. Бронза.
А.Подмаско. Клезмеры. 2012. Н- 18см. Бронза.

А.Подмаско. Клезмеры. 2012. Н- 18см. Бронза.
А.Фрейдин. Ожидание. 60х80. х.м. Из коллекции В.Торбана.
Б.Милович. Еврейская мама. 2010.
В.Гринберг. Букет моей бабушки. 1977. 45х50х50.Металлические элементы кладбищенской ограды. Из фондов Музея истории евреев
В.Павлов. Ваятель.1991. 70х50. х.м. Из коллекции Л.Заевой.
Д.Тихолуз. Портрет бабушки. 1974. 55х45. х.м.
еврейский мир и одесский миф
И.Варешкин. Одесская жизнь. 2012. 100х70. коллаж.
И.Островский. Без названия. 1979. 20х14.б.акв.
И.Островский. Без названия. 1987. 25х37. б.акв.
<<  Страница 1/3  >>

На выставке представлено прекрасное полотно Юрия Коваленко «Одесский дворик. Пиня – котик» (предоставленное В.Листничим). На нем нет ни одного четко выраженного семитского профиля, но, также, нет сомнений, что это двор, атмосферу которого создают евреи.

Единственный одесский художник - диссидент Олег Соколов не мог пройти мимо вклада евреев в мировую культуру, особенно, на фоне бессмысленного государственного антисемитизма в СССР. Его произведения на выставку предоставлены Одесским музеем западного и восточного искусства.

Большинство экспонируемых работ посвящены не столько евреям, сколько Одессе, созданию которой евреи отдали все силы. Лишь одна тема раскрыта с чисто еврейским надрывом: тема Памяти. Образы Божидара Миловича, Люсьена Дульфана, Вадима Гринберга и Давида Тихолуза являются болевой точкой выставки.

Прошло очень мало времени, но колесо истории неумолимо… Город изменился. Нет евреев (или почти нет), нет Одессы – мамы (или почти нет), остались только достаточно вульгарные шутки о них.

Это легло в основу третьей редакции одесского мифа. Главным инструментом описания мифа ХХI века послужил постмодернизм. Ирония постмодернизма похоронила модернистские иллюзии, сделала их обременительными, разрушила искусственный и хрупкий нравственный заповедник, не предложив чего-либо взамен.

Естественно, что долго этот вакуум сохраняться не сможет. Не зря птица Юрия Зильберберга, вырвавшаяся из грубой металлической клетки, замерла в растерянности. Куда ей лететь?
Будем надеяться, что мифологическая (или мифическая?) одесская цель №4 будет продуктивной!


Семен Кантор