Дмитро Тронов: Вільне мистецтво. Скуте життя
16.11.2010 2024-02-06 18:40Дмитро Тронов: Вільне мистецтво. Скуте життя
Свободно искусство. Скована жизнь.
В 1980 году я поступил в Одесское художественное училище им. Грекова. Эти 10 лет до 1990 года очень важны, ибо охватывают особый период нашей истории в конце ХХ века. Имея с детства сильное пристрастие к книгам, я не мог бы сказать, что в период Советской власти был закрыт доступ к любой информации, только поступала она из разных альтернативных источников, таких как радио «Голос Америки», или, что касается визуального изобразительного искусства, – через качественные критические издания о так называемом «буржуазном искусстве», через которые можно было достаточно просто и ясно понять, что есть авангардизм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. У моей мамы, художницы Елены Павловны Кучинской, была большая библиотека, где я мог найти для себя все. Недостающее я находил в библиотеке Одесского университета или прекрасной библиотеке нашего училища, где я перечитал главным образом редкие и дорогие издания журнала «Золотое Руно» и более распространенные издания журнала «Аполлон», и это также можно отнести к запрещенному буржуазному искусству. Да, нас воспитывали в духе реализма, соцреализма, с некоторым влиянием импрессионизма. Да, была цензура. Но, что касается Одессы, здесь сложилась особая школа южнорусских художников, здесь существовала реальная художественная жизнь с безобидными квартирными выставками, где инакомыслящие люди в дружеской камерной атмосфере показывали свое творчество тем, кому это было действительно интересно. Такие мероприятия можно проводить и сейчас, и даже к этом идет. Только тогда Советская власть внимательно за сим следила и сии попадали в немилость. Одесса – огромный культурный центр; такая активная художественная жизнь была только в Москве и Ленинграде. А Одесские картинные галереи… Археологический музей… Во время моего обучения в училище, после экзаменов студенты кучами выбрасывали холсты, которые я с радостью собирал и рисовал на них свои творческие работы. То же самое, кстати, делал и Подвойский, который подрабатывал у нас натурщиком. Такого сейчас наверняка нет, экономическая ситуация иная.
После окончания училища я активно и много рисовал. В 1985 году я познакомился с Сашей Ройтбуртом. Он стал для меня, как и впоследствии для многих, крестным дедушкой украинского поставангарда. Благодаря этому открытому яркому человеку, я познакомился со всей одесской художественной средой. Потом были разные перестроечные выставки, спровоцированные Горбачевской свободой. Но свобода – понятие относительное. Это было хорошее время и все было доступно. Во всем есть что-то позитивно и негативное. Я благодарен своим родителям, городу Одессе и его прекрасным людям, таким как покойная Рита Ануфриева, которая не только мне, но и многим неформалам того времени была как вторая мама.
В дореволюционном журнале «Аполлон» есть эмблема с надписью «Свободно искусство. Скована жизнь.» Жизнь скована формальностями, политикой… Так было и будет, потому что мы не в Раю чистого божественного источника творчества для творчества.
Мне симпатична визуальная работа Ройтбурта «Эрос и Танатос мирового пролетариата».
По моему мнению, квартирные выставки очень актуальны для группы единомышленников (эстетов с определенным видением), как в те времена, так и на сегодняшний день.
Для вдохновения нет преград. Для творчества тоже, ибо творчество – искра Бога в человеке, дар Бога человеку как радость экстаза и безграничной эволюции. А творчество бывает разным… И всегда архетипичным…
Дмитрий Тронов
Киев
27 октября 2010 года