Любов Заєва “Повернення зреченого”

Без рубрики / Виставки / Всі новини

Любов Заєва “Повернення зреченого”

Любовь Заева «Возвращение отреченного»

Музею современного искусства Одессы, поэтессой Мариной Лазаревой, женой писателя Родиона Феденева, из семейного архива была подарена картина художника Николая Новикова «Возвращение отреченных».
Николай Новиков – одна из легенд одесского андеграунда. Ему, обладавшему врожденными художественными способностями (он был прекрасным рисовальщиком, владевшим линией редкой выразительности), выпала тяжелая судьба.
Родился в Москве, юные годы провел в детском доме. Неоднократные тюремные заключения за бродяжничество (4 раза) не могли не наложить отпечаток на его личность и творчество.
Николай Новиков нарисовал огромное количество работ , чаще всего на бумаге тушью. Это и деформированные человеческие тела в точно схваченных, эмоционально напряженных позах. Мужские и женские торсы, детские фигурки и головы с выразительными глазами и нимбами. Художник часто изображает храмы, в основном заколоченные, с покосившимися крестами и наклоненными куполами. Часто встречающийся атрибут – колючая проволока : на храмах, людях, везде… Во всем изображаемом – очевидный символизм, трагедийность и, часто, покорность. Все тщательно прорисовано. Тонкость, строгость и точность рисунка безукоризненны – этому нельзя научить, если человек не был изначально одарен.
Подаренная музею картина под названием «Возвращение отреченных», выполнена на многослойной фанере в желто-зелено-коричневых тонах, в смешанной технике, что чрезвычайно редко для творчества Н.Новикова. Ему негде, да и некогда было работать красками, поэтому его живопись редко встречается.
В широком черном контуре изображена группа движущихся людей с нимбами вокруг голов, с простыми печальными, изможденными лицами. Ничто не нарушает атмосферы глубочайшей душевной сосредоточенности. Их вид печально-отрешенный, взгляд задумчив. На переднем плане картины изображена более крупная фигура человека, также с нимбом вокруг головы. Глаза написаны выразительно, сосредоточенно глубокими, почти застывшими на этом иконописном лице. Перед нами человек, всецело ушедший в невеселые размышления о самом сокровенном, познавший всю сложность жизни, горечь сомнений и разочарований. Человек чувствует себя чужим и одиноким в окружающем мире. Он познал ощущение трагической неодолимости противоречий действительности, которая напоминает о себе везде, и в конкретности фона и в самой одежде его и других, изображенных с ним. От них веет отчуждением от напряженного ритма, они замкнуты в себе и находятся в мире глубокого и сосредоточенного размышления о своей судьбе. Очевидно, что эти образы тесно связаны с самыми личными и сокровенными переживания самого художника.
На заднем плане картины изображены купола многочисленных храмов, что символизирует религиозные искания, которые приводят в храм, к вере. Движущиеся фигуры изображены идущими от храма, как будто они своими страданиями смыли грехи и открыли себе путь к вечной жизни. Образы изображены в строго каноническом духе. Глубокая задумчивость, смешанная с грустью, затуманена предчувствием грядущей судьбы.
В христианской традиции образ святого – символ простоты и скромности, терпения и смирения, трудолюбия. Изображение фигур на фоне храма, несмотря на то, что они обращены к нему спиной, подчеркивает их связь с миром духовным. Они вышли из церковной обители, переосмыслив свой дальнейший путь. Их лица выражают покорность Судьбе. Эти образы вырастают до эпической, почти библейской высоты. Скрытое философское, духовное содержание картины открывает нам отношение автора к людям, к миру, трактует его понимания добра и зла. Нравственная направленность произведения достаточно очевидна , не требует особого анализа.
На обратной стороне картины обнаружен следующий текст: «Новиков Н.Я. 27 августа 1935 года рождения г. Москва, вечный бродяга, бывший детдомовец города Казани, сидел в малолетке 3 года и взрослая тюрьма 5 лет, неудачный художник. Прошу, тебя друг, если меня не уважаешь, уважай наших работяг славян. Да вечно живет твоя семья и гордость русского народа».
При изучении этого произведения возникла необходимость идентификации даты написания работы. Как указывалось ранее, в тексте на задней стороне картины написано, что автор провел к этому времени в тюрьмах 5лет. Из анализа материалов уголовного дела Николая Новикова, следует, что это соответствует моменту выхода на свободу после третьего заключения в июле 1980года, так как через несколько месяцев Н.Новиков был осужден вновь за бродяжничество еще на один срок (1год и 6 месяцев). Поэтому можно утверждать, что работа написана в июле-сентябре 1980 года.
Н. Новиков считал своей особенностью бездомность, как принципиальный и эпатирующий образ жизни. «Отклоняющееся поведение» было стилем его жизни. Возможно, такое поведение позволило ему войти в местную мифологию и даже в историю искусства города Одессы.

*/Копии материалов хранятся в МСИО.

Любовь Заева,
Зам. директора МСИО