В своем проекте «Делирий» Елена Щекина исследует аномалию, которой подвержены все – от экстремистов и брюхоногих до суперменов и велосипедистов. Впрочем, термин «исследование» здесь не вполне уместен: Щекина выступает в амплуа художника, а не философа или культуролога. Художественное осмысление предполагает чувственное сопереживание. И мотив мака, традиционно отсылающий к измененным состояниям сознания, к Гипносу, Морфею и Танатосу, в этом проекте ассоциируется с менее известным символом любовного безумия, с одним из атрибутов жаркой, хтонической богини плодородия, превратившей в цветок своего возлюбленного по имени Мекон.
В стилистическом плане работы, представленные на выставке, сбивчивы, как прерывистое дыхание. Монохромные полотна сменяются колористическим буйством, многофигурная композиция – предельным лаконизмом, мы встречаем и карикатуру, и напряженный психологический портрет.
Проект Елены Щекиной состоит из двух, на первый взгляд не связанных между собой вещей. В одном зале – живопись, которую бросает то в жар, то в холод. В другом – фаллосоподобные объекты с жесткими вопросами, требующими от искусства логических объяснений. Как тут не вспомнить о Деррида, говорившем о необходимости выскальзывания из системы координат «фаллогоцентризма».
Живопись в этом зале представлена в треугольной призматической инсталляции – метафоре «оборотной стороны искусства». Подсознание – основа художественных интуиций – держит круговую оборону в агрессивной псевдорациональной среде. И если Жак Лакан говорил о том, что «подсознание структурировано как язык», то Елена Щекина в своем проекте утверждает, что искусство структурировано как любовь. А где любовь, там и делирий.
Михаил Рашковецкий