Mарія Гудима: Музей сучасного мистецтва Одеси показав “Вид на море і назад”

Без рубрики / Виставки / Всі новини

Mарія Гудима: Музей сучасного мистецтва Одеси показав “Вид на море і назад”

Выставка молодой одесской художницы Ольги Котовой открылась в Музее современного искусства Одессы (Сабанский переулок, 4а). ТАЙМЕР насладился «Видом на море и обратно».

Ольга Котова продемонстрировала картины не только в рамах, но и на объекте в виде афишной тумбы (идеей такого объекта и его выполнением выставка обязана директору МСИО Семену Кантору).

А работа «Трельяж» как раз в форме тройного зеркала со створками и сделана, глядится в нее зритель – и видит автопортрет художницы. А зрительницы смешные такие – вглядываются, словно надеются увидеть свое отражение. Очень трогательно. А кто сказал, что современное искусство не должно брать за душу, а только подавлять или эпатировать? Так что Ольге – большой респект от посетивших выставку дам.

В контексте одесской речи обещание показать кому-либо «вид на море и обратно» сопряжено с иронией и даже легкой угрозой. Но автор ничего такого не имеет в виду, стремится возвысить местный жаргон до лирического высказывания, облагородить легкой ностальгией. Попытка Ольги Котовой сравнить Черное море и Одессу закономерна и логична. Море передает свои качества городам, построенным на побережье, и, разумеется, жителям. Наше море суровым не назовешь, скорее мы его воспринимаем теплым и ласковым. Интересно, что среди названий этой выставки обсуждалось другое – «Морепродукты», наверное, его сочли грубоватым, но оно справедливо, мы в определенной степени продукты моря и не случайно не можем жить вдали от него, где воздух не такой вкусный и вид из окна не предполагает морской перспективы.

«Поэтические образы улиц, уютные уголки Одессы грустно напоминают о прошлом, – говорит заместитель директора МСИО Любовь Заева. – А в картине «Однажды около оперного» Ольга как хороший сценограф на переднем плане словно выстраивает мизансцену с участием актеров. Вот как Жванецкий хорошо говорит об Одессе в литературе, что она струится из глаз, чувствуется в интонациях, так и Ольга Котова передает в живописи незвучное дыхание тихой жизни нашего города».

«Это плач по утраченной женственности, – вздыхает известный художник-авангардист Виктор Павлов. – Не девственности, нет, – женственности… Особой тоской пропитан «Трельяж», оформленный кружевными салфеточками, бусами, веерами. Сегодня мы видим, к сожалению, множество мужеподобных женщин, которые себе в мужья выбирают хлипких, женоподобных ребят, меня это огорчает».

Среди полотен Ольги есть и «Голубая дверь», где женский портрет обрамлен наподобие парадной двери старого одесского дома с трогательной маленькой реди-мейд наклейкой – настоящим почтовым конвертиком, пришедшим автору из Парижа (ну какая же одесситка не является еще немножечко и парижанкой?).

В свое время Ольга стажировалась во Франции, вернулась оттуда со множеством зарисовок, окрыленной, отмеченной особым изяществом. Европейская изысканность решений присуща и нынешней выставке, чья работа продлится до 14 декабря, и нужно успеть насладиться этой уходящей натурой вроде картины «Пианинка» (здание фабрики фортепиано), погрустить перед портретами ушедших от нас живописца Юрия Егорова и скульптора Николая Степанова в антураже их творческих мастерских.

Влияние Егорова на стиль Ольги, конечно, несомненно. Изображая харизматичного, знакового одесского художника, она уделяет гораздо больше внимания мастерской, чем фигуре хозяина. Что же касается Николая Степанова, тут замысел хорош: скульптор за работой, из-за плеча на его новое творение норовят заглянуть предыдущие, например, «Скифский мальчик» из раскрашенного дерева, который встречал гостей в его мастерской. Но смотрится Николай Иванович на Олином портрете как-то уж слишком женственно, издалека можно принять за изображение бабушки с Молдаванки, которая во дворе варит варенье на примусе, поставив его почему-то на старенькую стиральную машину. Помню, как выглядел Степанов за работой, это было незабываемое зрелище, и если уж Ольге пришло на ум достойно возвести на холст этого персонажа и этот процесс, стоит осваивать более суровый стиль. Николая Ивановича волновали образы античности, типажи кочевников Причерноморья, его произведения и он сам никогда не производили впечатление чего-то сладенького, приторного. Наверное, чтобы его написать, нужна все-таки мужская кисть.
А женственность… Если она есть, ее уже невозможно утратить. Или есть, как говорится, или нет. Будем не грустить, но радоваться «женским причудам» милой, мастеровитой, сентиментальной художницы. В конце концов, наше ласковое море, словно Венер из пены прибоя, выплеснуло в мир целую плеяду талантливых художниц, и Ольга Котова, одна из наиболее ярких представительниц этой плеяды, напоминает нам, что Одесса – все-таки женщина, лукавая, кокетливая и обожающая парижские фасоны…

Мария Гудыма