Портреты недавней истории
Мы живем в обществе (вне зависимости от названия страны на данный момент), где уже почти 100 лет для описания конкретных событий истории довольствуются только двумя цветами, заменяющими друг друга, в зависимости от смены идеологических постулатов. «Наше vs Не наше», «Черный vs Белый», потом (для того же): «Не наше vs Наше», «Белый vs Черный», а потом опять…
Других цветов нет… и не надо. Даже можно не использовать два цвета одновременно – так проще. Человеку легче давать радикальные оценки. Особенно событиям, происходящим с ним здесь и сейчас.
Но проходит время, и мы задумываемся над оценкой прошедшего. Для меня вершиной попытки справедливой, хотя и черно-белой оценки черно-белой же истории, является памятник Никите Хрущеву работы Эрнста Неизвестного.
Именно этот черно-белый подход сам становится предметом исследования и репрезентации Государства, которое его создало. Особенно, если помнить, чем гордились и что отвергали.
Но тогда нужны очевидцы, готовые свидетельствовать. Максимально объективные. В этом случае, прежде всего, вспоминают фотографию. Ведь «проявлять объективность» и «смотреть на мир через объектив» – стили поведения, близкие по сути не только благодаря однокоренным словам. Метафора «фотографическая точность» – высшая оценка качеству отображения чего-либо.
Казалось бы, появление фотографии ознаменовало рождение бесстрастного регистратора действительности. Но возможно ли это, тем более, если фотограф честный и талантливый человек?
Ответ очевиден.
В эти дни к нам возвращаются свидетельства черно-белой истории Одессы от Ильи Гершберга. Хотя, правильнее будет сказать, что они находились среди нас, но мы не обращали на них должного внимания.
Я познакомился с Гершбергом заочно (мы так и не встретились до сих пор) и совершенно случайно. Все знающий (и ко многому в этом проекте прямо причастный) Евгений Голубовский посоветовал обратиться к Илье в Израиле, когда мне потребовались советы по (бывшим) одесским художникам Израиля. В разговоре выяснилось, что фото Заборной выставки 1967 года, которым наш Музей так гордится и везде воспроизводит, выполнено моим собеседником, а не другим автором.
Дальше последовал длинный разговор много помнящих немолодых одесситов. Выяснилось, что Илья на протяжении нескольких десятков лет был тем самым «бесстрастным» регистратором «той жизни» и, особенно, одесского неофициального искусства. Много фотопортретов одесских нонконформистов и их друзей, известных нам, выполнены И.Гершебргом.
Конечно, мое предложение о выставке было предопределено, а поддержка Посольства государства Израиль и Израильского культурного Центра увеличила масштаб ее проведения.
В начале подготовки мы боялись, что экспонирование почти исключительно фотопортретов одесских художников, к тому же далеко не всех, будет скучновато и нерепрезентативно. Но после рассмотрения всего массива артефактов сомнения испарились. Перед нами портреты Времени! Той самой истории нового искусства Одессы, созданного, в том числе, этими, тогда еще очень молодыми и никому не известными людьми.
Недавно экспонирование небольшого количества одесских фото И.Гершберга, не имеющих отношения к истории изобразительного искусства, состоялось благодаря культовому для Одессы исследователю – Лесе Войскун. Именно она в конце 2015 года включила в выставку Музея Русского искусства им. Марии и Михаила Цетлиных в Рамат-Гане одесские работы Ильи Гершберга. Они настолько удачны, что у нас после знакомства с каталогом из Израиля сомнений в целесообразности расширения формата выставки за счет включения фото Одессы 60-х годов не осталось.
Готов утверждать, что такого репрезентативного и одновременно субъективного представления Портрета недавней Истории Одессы давно не было!
Семен Кантор,
директор МСИО
Выставка фотографа Ильи Гершберга открывается 3 марта 2016 г. в 17.00 в Музее современного искусства Одессы при поддержке Посольства государства Израиль и Израильского культурного Центра.