Проект Олега Димова “Парадный портрет”, недавно представленный в Музее современного искусства Одессы, воспринимается как облако тегов к тексту, которого нет. Вернее, он есть, и даже название имеется – “Парадный портрет”, только он неуловим для прочтения. “Текст есть человек, а человек неуловим“, – говорил Ю.Лотман. Возможно, все дело в этом?
Пойду от обратного – попробую разобрать это облако. Может у меня Текст сложится.
Олег Димов в своем сопроводительном тексте к проекту выделяет два характерных явления разобщенности в современном мире – отсутствие объединяющих общество идеологий и интернет как источник всего необходимого для “полноценного” существования человека.
Современная философия подходит к определению идеологии не как к Системе (коммунизм, фашизм и т.д.). В 1970-х годах была сформулирована и обоснована концепция реидеологизации. Немецкие исследователи О.Лемберг и Я.Барион – сторонники данной теории – определили сущность идеологии как систему взглядов человека (в т.ч. и социальной группы) на мир. Сегодня реидеологизация трактуется как массовое приобщение широких слоев населения к идеалам и ценностям современного общества. По мнению американского философа Фрэнсиса Фукуямы, единственная универсальная идеология, призванная объяснить устройство мира, это либерализм. Словенский философ Славой Жижек считает, что сегодняшний мир идеологизирован более чем когда-либо, просто идеология изменилась – миром правят прагматизм и гедонизм.
Развитие инновационных технологий и активное их внедрение в наш образ жизни создаёт “благоприятную” среду, в которой мы уже не можем обойтись без интернета. Мировоззрение современного человека формируется – хотим мы этого или нет – под влиянием Всемирной сети. Что это, если не идеология ХХІ века.
Не могу согласиться с Олегом Димовым, что интернет нас разобщает. Скорее наоборот – это другая форма общения. Даже для хикикомори* интернет сегодня – единственное средство коммуникации.
Почти у всех нас есть страничка в соцсети, где мы проводим значительную часть своего времени: общаемся, жадно глотаем информацию, развлекаемся. А кто-то выкладывает свою жизнь напоказ – об этом, на мой взгляд, проект Димова. “Парадные портреты” – словно хроника твоей (моей?) FB-страницы. Вот где ирония. В работах очевидна рафинированная постановочность, продумана каждая складка.
Психологи говорят о широком распространении нового явления – фотовизуализации частной жизни в открытом доступе. Основная причина – недостаток внимания к себе любимому в реальной жизни. Многочисленные лайки и комменты дают нам ощущение признанности, популярности, собственной востребованности и сопричастности.
Каждое фото проходит два кастинга – сначала мы сами отбираем лучшее, а затем нас лайкают (ставят оценки) друзья и подписчики. В итоге мы создаем виртуальный образ, который в дальнейшем формирует наше поведение. В этом контексте мне ближе складка Жиля Делёза, его представление о бытие как линии, проходящей на стыке двух пространств – возможного и реального, виртуального и актуального. Его складка избегает оппозиции. Настоящее – это и момент прошлого-становящимся-настоящим и настоящего-становящимся-будущим.
Теги (кроме того, что они служат для перелинковки статей или упрощения навигации по сайту) характеризуют нашу публикацию. В этой ситуации ключевые для меня слова передали мое восприятие проекта. Оно, конечно, может не совпасть с вашим. Возможно, вы увидите “обещанные” автором и организаторами выставки “праздник” одиночества, и апофеоз изоляции, и чадру, и даже таинственность.
Проект Олега Димова “Парадный портрет” будет экспонироваться в Музее современного искусства Одессы до 4 декабря 2016 года.
Хикикомори* – японский термин, обозначающий людей, отказывающихся от социальной жизни и, зачастую, стремящихся к крайней степени социальной изоляции.
Зоя Никитенко